Поиск подходящего фона не является проблемой для тех, кто знаком с правилами композиции и принципами съёмки. Совсем немного анализа окружающей обстановки и фон для портрета найден. Все советы в этой статье относятся к поиску фона для съёмки одного или двух человек. Чем больше группа людей, тем сложнее найти однородный фон.
Очень часто мы снимаем дома или на улице. Беспорядок или нагромождение мебели в комнатах может препятствовать построению композиции с однородным фоном. Но не следует смотреть на обстановку в целом. Нужно глянуть на окружение глазами камеры, через видоискатель. Угол обзора камеры не так велик, как у человека. Если отойти подальше от модели и использовать зум, то угол обзора ещё больше сузится. Просто попробуйте сделать шаг в сторону или присесть и, возможно, в кадре не останется лишних элементов декора.
Фотографируйте крупным планом. Модель займёт практически весь кадр. Остаётся построить композицию таким образом, чтобы портретируемый закрыл собой всё лишнее, а из-за его спины не выглядывали лишние предметы. Очень интересный эффект получается когда вы снимаете ребёнка на руках у родителей. Попросите родителя одеть верхнюю одежду равномерного цвета и фотографируйте крупным планом. Футболка будет выглядеть как профессиональный фон в студии.
Ракурс. Земля, как правило, имеет однородный цвет и структуру. Попробуйте смоделировать съёмку с верхнего ракурса. Попросите модель присесть или сами поднимитесь на возвышенность. При таком ракурсе в кадр не попадут люди и автомобили, исчезнут рекламные вывески и провода. Также можно попробовать нижний ракурс. Фоном будет выступать небо или листья деревьев.
Размытие. Это основной приём фотографирования портретов. Эффект размытия зависит от объектива, его строения, фокусного расстояния и диафрагмы. С увеличением фокусного расстояния и возможности открыть диафрагму эффект размытия увеличивается. Также есть ещё один способ размыть фон. Снимать нужно с самого близкого расстояния, которое возможно, при этом фон должен находиться как можно дальше. Диафрагму следует открыть пошире.
Экспозиция. Ещё один способ добавить однородность фону - это сделать его слишком светлым или слишком тёмным. Для реализации данной задумки нужно уметь работать с освещением, и тут, скорее всего, не обойтись без вспышки. Для создания тёмного фона следует организовать более интенсивное освещение объекта съёмки. Разница в освещении фона и модели сделает снимок контрастным. Лучше всего такое воссоздать можно при размещении модели на входе в тёмную комнату.
Для создания светлого фона нужно сделать всё наоборот. Экспозицию при этом настраивать нужно по модели, а не по фону.
Использование обстановки. Данный способ является продолжением предыдущего, а точнее, его иная реализация. Иногда не предоставляется возможности создать разницу в освещении. В таком случае можно просто использовать тёмные или светлые предметы. Для съёмки детей можно использовать одежду разных цветов в качестве фона. Со взрослыми дела обстоят сложнее, но, наверняка, в доме найдётся что-то для создания контрастного фона: белые простыни, тёмный шкаф.
Дистанция между объектом и фоном. С увеличением расстояния от точки фокусировки (нашего объекта съёмки) до фона растёт степень размытия. Об этом уже упоминалось. Используя разницу освещения фон можно сделать тёмным или светлым. Станьте с моделью под деревом. Солнце будет освещать фон. Настройте экспозицию по модели. Фон получится пересвеченный. Сделайте всё наоборот и получите тёмный размытый фон.
Рисунки светом и тенью. Ветви деревьев, частокол забора, кружевные занавески. При жёстком солнечном свете эти объекты создают интересные симметричные и абстрактные рисунки. Часто подобные рисунки создают только помехи для съёмки. Главное научиться ими пользоваться, тогда снимок получится очень интересным.
Блики. Скорее всего, вы множество раз слышали, что нельзя допускать попадание бликов в объектив. Для этого даже используют бленды, но из всех правил есть исключения. Контровый свет с небольшим засветом создаёт романтическое настроение. Яркий свет заполняет фон и делает его более равномерным.
Фон в соответствии с цветом глаз модели. Такой подход всегда является выигрышным. Вы получите оптимальное сочетание цветов на снимке. Не обязательно подбирать точно такой же цвет. Главное, чтобы тон совпадал: светлый асфальт, тёмное дерево, жёлтый песок, голубое небо. Всё это должно соответствовать основному тону глаз.
Постоянная практика является залогом успеха. Первое время придётся много думать и анализировать обстановку. Со временем ваш мозг начнёт подсознательно вычленять из окружающего хаоса систематизированные фрагменты интерьера или обстановки, которые подойдут для различных съёмочных ситуаций.