Оценка экспозиции

Для настройки яркости снимка при съёмке фотографу нужно управлять тремя параметрами - это выдержка, диафрагма и светочувствительность ISO. Также существуют автоматические и полуавтоматические режимы в которых камера самостоятельно настраивает все или часть параметров фотоаппарата. Но как узнать какая освещённость нормальная? Ориентироваться на глаз по дисплею не получится, так как внешние факторы, такие как освещение и недостаточный размер дисплея не позволят точно оценить ситуацию, а в случае с оптическим видоискателем это вообще невозможно. Для решения этой проблемы во всех камерах есть система экспозамера. Датчики анализируют количество света и передают эту информацию в вычислительный модуль, где происходит сопоставление получаемого сигнала с эталонными значениями и вносится корректировка для увеличения или уменьшения значения параметров, отвечающих за экспозицию.

Решение автоматики не всегда совпадает с тем, что хочет получить фотограф и для увеличения гибкости и решения проблем, связанных с некоторыми сюжетами, разработчики фототехники внедрили несколько различных режимов замера экспозиции.

Otsenka_ekspozitsii

Система экспозамера выводит на дисплей информацию о текущем уровне яркости кадра в виде шкалы с метками, обозначающими ступени (кратность) уровня освещённости относительно нормы (нулевого значения). Экспонометры анализируют данные с матрицы не в полном объёме, а лишь на определённых участках. Это может быть центральная точка, круг определённого размера в центре кадра и анализ освещённости по большой площади кадра с усреднением значения.

Otsenka_ekspozitsii

Точность

В различных сценах системы экспозамера эффективны не одинаково. Если фотографировать мелкий светлый объект на черном фоне, то во всех режимах кроме точечного экспозамера камера будет стараться высветлить до нормы чёрный цвет. При этом светлый объект получится пересвеченным.

Otsenka_ekspozitsii

Для каждой конкретной сцены лучше всего будет подходить какой-то один режим экспозамера. Самый универсальный - это центрально-взвешенный. Оценочный даёт слишком обобщённый результат, распределяя яркость по всему кадру и, чаще всего делая снимок с низким контрастом, а точечный - слишком узконаправленный. Он оценивает одну точку в центре и она получается экспонирована нормально. При этом окружение этой точки может быть пересвеченным или недодержанным.

Otsenka_ekspozitsii

Недодержанный снимок и его гистограмма

Экспокоррекция

Настраивая фотоаппарат вручную, для внесения коррекции в экспозицию нужно самостоятельно решать какой параметр изменять. Увеличение выдержки может привести к появлению размытия, значение диафрагмы повлияет на глубину резко изображаемого пространства, а повышение ISO приведёт к появлению шума. Нужно уметь балансировать на грани, манипулируя этими тремя параметрами для того, чтобы снимок получился качественным. В случае с автоматическими режимами всё проще. Камера просит вас лишь указать во сколько раз нужно увеличить или уменьшить яркость всего кадра. Все настройки вносятся на основе работы сложных алгоритмов.

Otsenka_ekspozitsii

Снимок с правильной экспозицией

Гистограмма и экспозиция

Увидеть не пересвечен ли снимок можно сразу после того, как он будет сделан, а некоторые камеры позволяют просматривать зоны пересветов и провалов в тенях сразу во время визирования. Это делается при помощи гистограммы. Если она прижимается на графике вплотную к левому или правому краю, значит есть провалы. Слева - тени, справа - света. Гистограмма позволяет избежать потерю кадров из-за того, что вы что-то не досмотрели, так как на дисплее камеры снимки на солнце кажутся более тёмными, а в темноте - более светлыми.

Otsenka_ekspozitsii

Читать гистограмму очень легко. По горизонтали располагаются тона от тёмных к светлым. По вертикали можно увидеть количество тонов. Если график имеет самое большое количество пиков в центре, то о такой фотографии можно сказать, что она имеет нормальную экспозиции и, скорее всего, низкий контраст. Если график смещается вправо, то на снимке много светлых оттенков. Возможно фотография сделана в светлом ключе или в кадре много снега, песка или неба. Универсальной гистограммы, к которой нужно стремиться нет. Для каждой работы она будет индивидуальна. Просто нужно знать, что если график упёрся в края, значит есть провалы без деталей (пятна черного или белого цвета).

Otsenka_ekspozitsii

Нажмите ESC чтобы закрыть