Абстрактные фотографии природы

Абстрактным называется то, что мы видим, но не можем подобрать точного определения что именно находится перед глазами. А может ли природа быть абстрактной? Не совсем. Чаще всего мы сможем сказать какая именно часть растения или ландшафта перед нами, но навряд ли мы сможем определить точное название, представить размеры и общую структуру.

Посмотрим на следующую фотографию. Это могут быть листья пальмы. Но нет. Это подсвеченный сзади кактус Питайя, сфотографированный на макрообъектив.

Abstraktnye_fotografii_prirody

На самом деле правил в создании абстрактной фотографии быть не должно. Изображенное на снимке может легко узнаваться, а может и нет. Подобные фотографии могут содержать лишь часть объекта. Крупный план не позволит определить большинство характеристик объекта, таких как размеры, разветвлённость и т.д. На снимке может быть лишь текстура. Движение может создавать отличные абстрактные рисунки при длительной выдержке. Течение воды или покачивающиеся ветви деревьев. Всё это создаёт уникальные виды. Для создания подобных снимков не нужно специальное оборудование. Достаточно обычного фотоаппарата и воображения.

Первое, о чем следует позаботиться, это то, что фотография должна выглядеть приятно. Особых настроек фотоаппарата для создания абстрактных снимков не существует.

Также важно не привязывать свои размышления к рамкам и стереотипам. Правильные настройки очень важны. Вы их должны почувствовать. Для этого необходим хотя бы какие-то знания о выдержке, диафрагме, светочувствительности и т.д. Стреляйте по мишеням в ручном режиме. Не бойтесь ошибиться. Автоматические режимы будут подгонять экспозицию к определённому стандарту. Нам нужно отойти от этого.

Диафрагма отвечает за глубину резко изображаемого пространства, фокусное расстояние – за степень размытия, а выдержка за передачу движения. Кроме всего этого нужно помнить об экспозиции. Наблюдательность важна не меньше умения пользоваться фотоаппаратом. Самые мелкие объекты могут быть в макрорежиме идеальными объектами для съёмки.

Хоть для абстрактной фотографии и нужно отходить от правил, но всё же есть кое какие ориентиры, которые помогут видеть снимки: линии, формы, цвета, узоры и текстуры:

Линии

Линия – это самый простой и базовый элемент дизайна. Из линий строятся любые изображения, формы и фигуры.

  • Скрещивающиеся линии.  Такие линии направлены в разные стороны. В определённых местах они пересекаются. В зависимости от расположения и количества линий у зрителя может появляться ощущение хаоса.
  • Искривлённые линии передают более спокойные эмоции, чем линии прямые. Взгляд более спокойно скользит по искривлённым линиям.
  • Повторяющиеся линии и узоры. Такие элементы придают фотографии ритмичность, повторяемость и динамику (движение).
  • Диагонали намного более приятны для глаза чем горизонтали и вертикали. Взгляд по ним скользит плавно и размеренно. Хитрость получения диагональных линий заключается в том, что в абстрактной фотографии не обязательно следить за горизонтом. Поэтому можно смело наклонять фотоаппарат на нужный угол.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Ветви деревьев как будто растут из тумана и создают хаос из пересекающихся линий.

Форма

Природа полна формами. Нельзя их игнорировать, ведь они являются самым важным элементом. Мы можем отказаться от цвета или от текстуры, но форма должна быть всегда. Для хорошего абстрактного снимка нужно выбрать подходящую форму, которая будет вызывать позитивный отклик у зрителя. Обрезаем кадрированием всё лишнее. Нам не важно что это за объект. Нам нужна лишь его часть. Основная форма.

  • Круг имеет плавность и непрерывность. Он бесконечен. Круг – очень чувственная форма.
  • Треугольник перебаёт чувство фундаментальности и стабильности. Треугольник – это самая устойчивая фигура в геометрии. Треугольник надёжен когда стоит на своём основании и не надёжен, когда стоит на одной из граней.
  • Квадрат – упорядоченая фигура. Стабильная и сильная.
  • Спираль вызывает ощущение движения энергии. Это гибкая фигура, которая ассоциируется с цикличным движением.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Самый богатый выбор форм в природе можно встретить рассматривая цветы. Они всегда имеют уникальную форму и цвет.

Текстура

Текстура – это рельеф. Благодаря свету тень формирует объём. Линии образуют рисунок. Текстура передаёт грубость объекта. Чаще всего без макрообъектива не сфотографировать текстуру.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Одним из лучших источников текстур являются камни. Они сочетают в себе богатый набор линий и цветов.

Узор

Узоры можно сравнить с текстурами, но их структура более чёткая. Иногда узоры имеют повторяющийся рисунок с математической точностью. Самые поразительные узоры, которые создаёт природа – это снежинки. Также по своему уникальна паутина.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Паутина с утренней росой - очень интересный объект для съёмки. Мы видим множество структурированных повторяющихся линий. Также в данном примере очень интересно использована малая глубина резкости. Такой подход изолирует фотографируемый объект от фона.

Цвет

В фотографии цвет имеет особую роль. Он создаёт настроение, акценты. Что-то выделяет, а что-то скрывает. Цветные снимки способны дольше удерживать внимание зрителя чем черно-белые.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Пожелтевшие осенние листья отражаются в лёгкой ряби водоёма.

Советы по поиску абстрактных образов в фотографировании природы:

  • Снимайте обычные объекты. Всё, что находится вокруг вас может стать объектом для абстрактной фотографии. Обычные деревья, кусты, трава, камни, песок, снег, ракушки, капли, лужи…
  • Пользуйтесь диафрагмой и фокусным расстоянием. Концентрируйте внимание на конкретных объектах при помощи ГРИП. Открывайте диафрагму и используйте большое фокусное расстояние чтобы сильнее размыть фон. Или делайте всё наоборот для того, чтобы объект съёмки слился в одну зону резкости с фоном. Всё зависит от вашей задумки.
  • Применяйте эффект движения. Применяйте длительную выдержку. Днём используете нейтрально серые фильтры для ослабления светового потока и увеличения времени экспонирования кадра. В случае с бурлящей водой реки или ручья, ветвями в ветреную погоду можно получить очень интересные эффекты.
  • Применяйте нестандартные настройки баланса белого. Создавая абстракцию совсем не обязательно передавать естественный цвет. Не стандартный баланс белого позволит иначе взглянуть на обычные вещи.
  • Добавляйте насыщенность цветов. Это лучше делать в графическом редакторе, хотя практически все фотоаппараты справятся с этой задачей. Но в графических редакторах больше свобода действий и контроль результата.
  • Следите за светом. Свет может делать из самого обычного кадра не стандартный абстрактный снимок.
Abstraktnye_fotografii_prirody

Бурный поток воды на длинной выдержке ​создаёт плавные волнистые линии, которые как бы проскальзывают по снимку и создают рисунок, чем-то напоминающий флаг.

Размытость в абстракции

Для передачи движения не обязательно ждать ветреную погоду. Тем более при съёмке камней, грунта, текстуры деревьев ветер не внесёт ни каких изменений. А вот фотоаппарат двигать можно всегда. Это открывает огромный плацдарм для экспериментов. Двигайте камеру, крутите кольцо зума во время экспонирования кадра. Возможно придётся сделать не один десяток снимков пока получится что-то действительно интересное.

Снимайте контрастные сцены с хорошим освещением и чёткими линиями.

Abstraktnye_fotografii_prirody

Деревья в ярком свете солнца размыты по вертикали при помощи движения фотоаппарата. Движение камеры вдоль линии, образуемой стволами деревьев как бы удлинило их и придало снимку динамику. Фотография сделана на выдержке 1/15 секунды с диафрагмой F/11 и светочувствительностью ISO200.

Настройка фотоаппарата для съёмки размытости в абстрактной фотографии:

  1. Работать придётся в ручном режиме или в режиме приоритета выдержки. Разница не велика.
  2. Значение светочувствительности устанавливаем минимальным. Это позволит использовать более длительную выдержку.
  3. Длительность экспонирования кадра должна быть в районе 1/4 - 1/20 секунды. На этот параметр влияет тип объекта съёмки, расстояние до него и освещённость.  Использовать можно и более длительную выдержку.
  4. В ручном режиме можно управлять диафрагмой. Это позволит более точно настроить экспозицию. В режиме приоритета выдержки можно внести экспокоррекцию.
  5. Рано утром или поздно вечером освещение слабое. Это позволит работать на длительной выдержке без нейтральных серых фильтров.
  6. Сфокусируйтесь. Не смотря на то, что мы будем размывать всё, нам нужны четкие линии. Если, конечно, идея не заключается в том, чтобы всё замылить. Автофокуса будет достаточно.

Нажмите ESC чтобы закрыть