Вы хоть раз пробовали сделать фотопортрет человека, которого только что встретили? Вот шли по улице и встретили. И решили сфотографировать. Уверяем вас, это очень интересно. По началу это может, конечно, показаться делом чуть нервозным, но… Эффект, какой будет эффект от этого! Попробуйте!
Предлагаем вам осуществить фотопроект «Сто незнакомцев». Его задача до банальности проста: создать 100 портретов людей, которые вам до сей поры были совершенно не знакомы. Но при этом получить от них согласие на фотографирование. Проще говоря, войти в контакт с каждым из этой сотни людей, наладить общение с ним, и сделать снимок. И еще одно условие: если бы не поставленная цель – сфотографировать его - вы бы с этим человеком никогда не пообщались.
Хорошая перспектива, не правда ли? Немного тревожная, правда. Но зато какая интрига! Посмотрите подобный проект Криса Камино (Chris Camino). Его снимки просто поразительны. Неужели вам не интересно узнать, как у него это получается? Как этот великолепный мастер прерывает рутину будней своих персонажей, как прямо так сразу, при первой встрече, на первой минуте знакомства просит разрешения сфотографировать их? Как эти люди реагируют на такую необычную просьбу совершенно незнакомого фотографа?
Конечно, не каждый из мастеров фотографии может работать так, как работает Крис. Наблюдать за его работой очень увлекательно. Он сразу видит в незнакомце что-то интересное. Останавливает его, говорит, что восхитило его, почему его заинтересовал именно этот человек, а не кто-то другой. И просит согласиться на фотографирование. И, представьте, совершенно незнакомые фотографу люди почти всегда соглашаются! То есть Крису удается сделать портрет практически любого понравившегося ему человека. Причем, некоторые из них даже предлагали свои варианты фона, антуража, освещения… Кто-то был готов пройти в другое место, туда, где более интересный фон… Более того, некоторые потенциальные модели Криса бывают просто счастливы от того, что их сейчас будут фотографировать. Любая мимолетная встреча этого талантливого фотографа и просто обаятельного человека с совершенно незнакомым ему прохожим превращается чуть ли не в дружбу между ними. Минуту назад совершенно незнакомые люди начинают доверять друг другу и, более того, совместно создавать что-то. А именно - портрет.
Для кого-то такой стиль работы может показаться трудным, для кого-то привычным и несложным. Всё зависит от самого фотографа. Если вы человек скромный, стеснительный по своей натуре – то вам, естественно, будет сложновато. Но потом, после первого, второго, третьего знакомства на улице всё встанет на свои места! У вас появится некоторый опыт, и дело пойдет быстрее. И работать будет приятно! Поверьте, это затягивает! После нескольких удачных (а может поначалу и не очень удачных) опытов вы это поймете. Вы увидите, сколько же в людях на улице необычного, интересного, харизматичного! Просто подойдите к человеку, который для вас интересен, представьтесь и объясните суть своего проекта. Сначала коротко, а потом, когда общение завяжется, расскажите об этом поподробнее. Расскажите человеку, чем он привлек вас. Почему именно он, а не кто-то другой стал объектом вашего внимания!
А теперь давайте поговорим о технической стороне вопроса. Тут работают все те принципы и законы, что и при любой фотосъемке вне помещения. Только с одной поправкой. Все решения вы должны принимать быстро. Иногда это нужно делать еще до того, как вы подойдете к заинтересовавшему вас как модель человеку. Например, заранее можно подобрать фон для уличного портрета. Но можно поступать и с точностью до наоборот. Сначала найти человека а потом подобрать фон, который, по вашему мнению, будет для него наиболее подходящим. Иногда вам придется попросить человека пройти вместе с вами в другое место, а иногда можно попросить разрешения у него самого на совместную дальнейшую прогулку в том направлении, куда ваша потенциальная модель направляется. Как это ни странным может показаться, чаще всего люди соглашаются прогуляться вместе с фотографом.
Некоторые фотографы снимают уличный портрет совсем по-другому. Они фотографируют свою модель именно там, где они ее встретили. Так, например, работает над своим проектом «Humans of New York» (Жители Нью-Йорка) фотограф из США Брэндон Стэнтон (Brandon Stanton). Брэндон просто подходит к человеку и без обиняков говорит ему: «Позвольте вас сфотографировать. Прямо сейчас. Прямо здесь». И соглашаются! И всё у Брэндона получается!
Обычно при работе над портретом на открытом воздухе стараются сделать так, чтобы фон находился в тени. Освещение в этом случае получается мягким, равномерным. Такое освещение портретисты предпочитают намного в большей степени, чем другие виды света. Если вы научитесь правильно работать с тенью, то это даст вам гораздо больше возможностей. Например, вы сможете работать практически в любое время суток. Взять, хотя бы, нелюбимый, ненавистный фотографам полдень с его всё на своем пути сжигающим солнцем. Даже в это время в тени можно создать замечательный портрет. А если небо во время вашей съемки покрыто облаками – то можно снимать прямо на его фоне. При этом на снимке получится очень красивая тень.
Но с тенью нужно работать очень аккуратно. Не в тени, заметьте, а именно с тенью. Тень может быть и вашим врагом, если она некрасиво ляжет на лицо портретируемого вами человека.
Иногда тень, в которой вы снимаете, может оказаться чересчур сильной. Зависит это в первую очередь от того, как далеко от объекта, дающего тень, вы находитесь и как далеко от вас до солнышка. До освещенного солнцем места, имеется ввиду. К примеру, практически идеальным для съемки портрета на открытом воздухе будет место в тени здания. Освещение в этой точке почти наверняка будет мягким и равномерным. Но если вы решили снимать свою модель в тени дерева - будьте очень осторожны. Пятна ярких бликов на лице могут испортить весь портрет. А вот если вы окажетесь на узкой улице, между двумя высокими домами, и полоска неба в кадре останется реально полоской, и ничем другим – в этом случае хорошо бы воспользоваться отражателями. Но тут, правда, сложно будет обойтись без помощника.
Но совсем не всегда нужно тащить с собой из дома отражатель и друга для того чтобы второй подержал первого. Отражатель для съемки замечательного портрета можно подобрать, так сказать, естественный. Например, с его ролью очень неплохо может справиться светлая стена здания…
При съемке портрета на открытом воздухе важно знать вот еще что. Кроме того, что находится НАД вашим рабочим местом, очень важно знать и то, что находится перед моделью в вашем импровизированном природном павильоне. Если вы снимаете в тени здания, а портретируемый располагается перед другим зданием, то красивый отраженный свет на его лице вы никак не получите. Стало быть, глаза человека будут выглядеть на фотографии очень темными. Но стоит перейти порой всего лишь на несколько шагов в сторону и расположить вашу модель перед объектами, которые хорошо освещены солнцем – а это может быть и тротуар, и стена здания, да что угодно – и в ее глазах заиграют веселые лучики бликов. И лицо будет красиво и равномерно подсвечено мягким рассеянным светом.
Ну, а уж если большого участка открытого неба в обозримом пространстве вы найти не можете - то тут действительно выручит отражатель. Кстати, отражатели бывают и складными. Это очень удобно. И еще одна деталь. При съемке с отражателем можно обойтись и без помощи напарника. Модель сама может его подержать на уровне груди или талии. Это совсем несложно. Отражатель – это не пудовая гиря. При этом световой поток исходящий от основного источника света (солнца, конечно же! Что еще может быть источником света на улице?) в зависимости от вашей задумки, от условий освещения и всего прочего отражателем можно направить не только на лицо. Хорошо работать с отражателем, если свет идет сверху. Не удивляйтесь, но в некоторых случаях даже при наличии на небе яркого солнышка свет может идти и сбоку и даже снизу. Отраженный свет. Вот тут без помощника уже точно не обойтись. Дело в том, что отражатель нужно будет держать с противоположной от направления светового потока стороны. Сама модель с этой задачей справиться уже не сможет. Отражатель просто-напросто попадет в кадр. Кстати, подержать отражатель обычно охотно соглашается товарищ вашей модели. Ведь редко кто гуляет по городу в одиночестве. И еще. Как только «на сцене» появляется отражатель - то съемка сразу становится казаться солидной и серьезной, а вы из новичка (может быть) в лице окружающих превращаетесь в авторитетного мастера фотографии.
Теперь давайте поговорим о позе портретируемого. После выбора освещения и места съемки, поза – следующий вопрос, который вам нужно будет решить. И знаете какое тут самое простое решение? Ни за что не догадаетесь. Просто не думать об этом, и всё. Не заморачиваться позой модели. Пусть человек сам встанет (или сядет) так, как ему хочется. Для начала предложите незнакомцу, которого вы снимаете, просто и откровенно посмотреть в объектив вашего фотоаппарата. Сделайте несколько снимков. Это разрядит обстановку. Человек, возможно, улыбнется, ответив вам взаимностью. И так, слово за слово, вы раскрепостите вашего партнера по работе (а кто он, это встреченный вами минуту назад незнакомец, если не партнер? Ведь он – полноправный соучастник вашего творчества. Соавтор, так сказать!).
И вот еще о чем подумайте. Если вы снимаете лицо человек, делаете портрет крупным планом, так ли уж для вас важно, как стоит человек (и стоит ли он вообще? Может быть он на лавочку в сквере присел!), как расположены его руки, как - ноги… Поза имеет важное значение в том случае, если вы снимаете человека в рост или погрудно, то есть до пояса. Как мы уже сказали чуть выше, позой вашего партнера по работе можно не заморачиваться. Просто отойти подальше, подойти поближе, поработать с зумом… То есть попробовать поймать вашего «клиента» в естественной для него позе. Сначала человек может даже и не понять, что вы именно фотографируете – его лицо или делаете снимок в полный рост. Даже работая с объективом с фиксированным фокусным расстоянием можно ввести человека в заблуждение. Не каждый ведь сразу различит, что за объектив стоит в вашей фотокамере.
Многие уличные фотографы предпочитают такой прием. Они предлагают предполагаемой модели сесть на лавочку в каком-то конкретном месте. Можно даже заранее расположиться у этой самой лавочки. Ведь лавочки обычно стоят в сквериках и аллеях, где как раз и предпочитают неспешно прогуливаться люди, то есть ваши потенциальные «жертвы». Ну, так вот. Вы расположились у лавочки. Приметили интересного человека. Пригласите его присесть рядом и расскажите ему о том, что вы хотите сделать его портрет. И покажите собственным примером, как бы вы хотели, чтобы он сел. Обычно после такого показа с вашей стороны модель принимает нужную вам позу и просит вас эту позу скорректировать. Вы на эту просьбу ответьте что-то типа: «Устраивайтесь так, как вам будет удобно!». И начинайте снимать. А композицию снимка подберете по ходу дела, во время съемки. Аппетит приходит во время еды, а чувство творческого полета - во время творческой работы. Улетайте смело!
Переходим к композиции портрета, создаваемого вами. Многие фотографы являются убежденными сторонниками «правила третей». Особенно когда в кадре крупно изображены глаза человека. Давайте разберемся, что же такое «правило третей». Это даже не правило в его привычном понимании, а модель того, как зрительная система и мозг человека «сканируют» изображение на плоскости, будь то рисунок, фотографию или картину маслом. Можно даже не заморачиваться, не вникать в то, почему размещение ключевых точек изображения, расположенных на линиях третей или в местах их пересечения привлекают внимание зрителя. Мы сегодня не будем этого делать. Кого это заинтересует – книги и Интернет к вашим услугам! Для начала важно хотя бы знать это, принимать на веру. Как некую своего рода аксиому. Безо всяких нудных доказательств.
«Правило третей» в фотографическом портрете работает особенно четко. Например, если вы на верхней линии третей или чуть выше ее расположите глаза портретируемого, то глаза эти будут смотреться очень даже эффектно. Попробуйте немного поэкспериментировать. Покадрируйте какой-нибудь портрет. Обрежьте его, например, так, чтобы глаза портретируемого оказались на центральной линии горизонта, точно посередине кадра, на его горизонтальной осевой линии. А на втором варианте этого же снимка глаза модели разместите на верхней линии третей. Положите эти два портрета рядом друг с другом. Ну что, какой из них смотрится более естественно? Конечно же второй!
Многие фотопортретисты рекомендуют избегать эффекта «плавающей головы». Что это такое – «плавающая голова»? Это когда в кадре зритель будет видеть только шею и лицо модели. В границы портрета рекомендуют вводить так же и плечи того, кого вы фотографируете. Плечи можно назвать ключевым элементом фотографии. Именно они, плечи, позволяют фотографу «привязать» главный объект, в нашем случае голову, лицо человека к границам кадра, дать этому главному объекту столько личного пространства, сколько ему требуется. Такая идея очень похожа на ту, что никогда не стоит обрезать человека в кадре на уровне колен или локтей.
Естественно, из всех правил возможны исключения. Какие же правила без исключений! В конце концов, как говорят опытные художники и старые мастера фотографии, законы композиции нужно знать. Но знать только лишь для того, чтобы нарушать их. Но на первом этапе, когда вы еще только осваиваете искусство фотографии, этим правилам и другим законам композиции стоит следовать.
Ну и последнее, о чем хочется поговорить сегодня в связи со съемкой портрета на открытом воздухе. Это настройки фотокамеры и объектива.
Какой объектив выбрать для подобного рода съемки? Тут многое, если не всё, зависит от того, как вы хотите фотографировать человека.
Давайте для начала порассуждаем о портрете крупным планом, таком, где большую роль играют глаза модели. Глаза, как говорят, зеркало души. Именно они главным образом раскрывают характер человека, изображенного на портрете. А для того, чтобы показать всю красоту глаз, нужно, естественно, их показать крупно. Как это сделать? Лучше всего это удается при помощи объектива с фокусным расстоянием в 85 мм., снимая на диафрагме f 1,2. Почему? Причин тут несколько. В первую очередь потому что такой объектив не дает сильных искажений объекта. Как, например, это происходит при съемке широкоугольниками. Если крупно снимать человека широкоугольником или даже объективом с фокусным расстоянием 50 мм., центральная часть лица будет казаться выпуклой. Конечно, некоторые ухитряются исправить этот недочет при последующей обработке снимка на компьютере. Но зачем заниматься исправлением, когда намного легче не допустить этого изначально, на первом этапе работы, непосредственно во время фотографирования?
Еще один плюс, одно преимущество 85-миллиметрового объектива заключается в том, что он позволяет вам работать на некотором расстоянии от фотографируемого. Согласитесь, далеко не каждый из нас подпустит к себе в так называемую интимную зону совершенно постороннего человека, то есть вас, фотографа, который только что подошел к нему прямо посреди шумного города. Это не очень комфортно, ведь так? Вот поэтому объективом с фокусным расстоянием 85 мм., вы можете спокойно работать на некотором отдалении, не вызывая при этом смущения портретируемого. Но, тем не менее, эта дистанция будет не так велика, как если бы объектив у вас был, ну например, 350 или 500-миллиметровый, и вы сможете спокойно общаться со своим клиентом, настраивать его на работу. В противном случае вам просто придется кричать своей модели что-то издалека и долго… Ваша теплая связь, ваши только что настроенные отношения запросто потеряются. И еще один минус телевиков (так на своем языке фотографы называют длиннофокусные объективы): при съемке ими вы не всегда сможете отойти на такое расстояние, чтобы сфотографировать человека, например, в полный рост. Элементарно ширины улицы может не хватить.
Для того, чтобы красиво сфотографировать лицо человека, многие фотографы рекомендуют как можно шире открывать диафрагму. Это необходимо для того, чтобы с помощью небольшой в этом случае глубины резко изображаемого пространства как бы изолировать лицо модели от окружающего антуража. Можно даже допустить небольшую размытость ушей, например, или прически, или головного убора... Это еще сильнее подчеркнет глаза. Особенно если вы работаете над портретом молодой и красивой девушки!
Более того, такие настройки объектива естественным образом будут сглаживать неровности кожи вашей модели! А это ли не преимущество?
Фотографировать нужно исключительно в ручном режиме. Никакой автоматики в творчестве не должно быть! Первым делом нужно выбрать значение диафрагмы. После чего подгонять под диафрагму выдержку. И лишь после этого – светочувствительность, то есть значение ISO.
Ну что, убедили мы вас в интересности подобного проекта? Надеемся, что наша статья подтолкнет вас на самостоятельную работу в жанре уличного портрета. Уверяем вас, предприняв подобную затею, вы получите не только наслаждение от творчества, но и обретете новых друзей на долгие годы! Ну, и, еще одно. Вы не поверите: уличный портрет – дело очень веселое! Попробуйте! убедитесь сами.