Искусство фотопортрета

В наши дни многие считают себя фотографами. Считают, что фотографировать совсем не нужно учиться. Думают, что умный современный фотоаппарат сам всё за них сделает. Надо только направить его в нужную сторону и нажать на кнопочку. Как же глобально они заблуждаются! Эти люди не умеют не только фотографировать, они даже позировать не умеют! Не знают как правильно вести себя перед объективом фотокамеры. А ведь то, удачным или неудачным получится портрет – зависит не только от фотографа, но и от того, кого он фотографирует, кто будет героем снимка. А фотограф должен в этом деле выступить учителем портретируемого, должен подсказать ему, что и как ему нужно сделать, чтобы портрет получился как минимум хорошим, как максимум – замечательным. И, обратите внимание, для того чтобы сделать хороший портрет, фотографу совсем не обязательно иметь дорогой зеркальный фотоаппарат. Настоящий профессионал и фотокамерой, встроенной в мобильник, сможет сделать просто потрясающий, великолепный портрет, достойный украсить стенды престижной фотовыставки.

В сегодняшней статье мы расскажем вам о том, как сделать фотопортрет так, чтобы он получился красивым. По ходу нашего рассказа вы получите множество деловых советов от опытных мастеров фотографии, тех людей, чьи имена сегодня на слуху у многих.

Но начнем мы, пожалуй, с того, что покажем вам видеоролик, который в последние годы стал весьма популярным во многих социальных сетях в интернете. В этом ролике известный фотограф из Нью-Йорка Питер Херли рассказывает о том, как сделать удачный портрет, делится со всеми своими зрителями главными правилами, применяя которые в своей работе практически любой фотограф сможет добиться значительного успеха.    Посмотрите этот ролик. Он достаточно весел и непосредственен. В нем Питер Херли открывает зрителям способ, который позволит практически любого человека сделать на фотографии самодовольным и нахальным. И все это Питер показывает на примерах со своим другом и с самим собой. А также с несколькими фотографиями других людей.

На первый взгляд, кажется, получается полнейшая ерунда и чепуха. Конечно же, на каждом углу вашего года не стоит опытный и модный уличный фотограф. Тем не менее, практически у каждого из нас есть мобильный телефон с фотокамерой, а у некоторых еще и селфи-палка в кармане, как рояль в кустах, так что и парадный портрет на главной площади города, и бесшабашную групповую фотку на вечеринке в клубе под силу сегодня сделать в принципе любому человеку. Слегка сощуренные глаза, расслабленное лицо со слегка презрительным взглядом и самодовольная улыбка – вот главные критерии удачного портрета, считает Питер Херли.

Авторы этой статьи тщательнейшим образом изучили ролик и рекомендации знаменитого американца, и попросили модных фотографов из Москвы высказать свое мнение на этот счет, а так же рассказать о собственных правилах съемки портрета в естественных условиях. Все опрошенные нами фотографы – известные мастера своего дела, прошедшие школу еще советской фотографии. Их работы можно видеть в таких престижных СМИ, как «Афиша», Wonderzine, Vogue, Interview, Fottpaper и многих других.  

Юлия Майорова: Приобретите широкоугольный объектив, прижимайтесь друг к другу и не стесняйтесь показывать зубы!

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Юлия Майорова

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Юлия Майорова

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Юлия Майорова

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Юлия Майорова

Улыбаться всегда нужно как можно шире, что называется, «с зубами». Не нужно стесняться этого. Такая улыбка уместна всегда и везде, разве что не при съемке на паспорт или во время присутствия на похоронах. У вас некрасивые зубы? Вы не можете похвастаться голливудской улыбкой? У вас вставные зубы из чистого золота или недорогие брекеты для исправления дефектов прикуса? Это всё полная ерунда. Главное тут – чтобы улыбка была искренней, настоящей, живой. Такая улыбка способна украсить любую фотографию.

Если вас собралось больше чем трое, и вы хотите сделать веселую дружескую совместную фотографию – вот вам самый первый и самый важный совет: максимально приблизьтесь друг к другу. Представьте, что вы все вместе – веселый многоголовый дракончик. Ведь вы же самые лучшие друзья, правда? Обнимите друг друга! Прижмитесь друг к другу! Ведь вы – одна команда! Уверяю вас, картинка в этом случае получится просто замечательной!

Очень хорошее селфи можно получить, фотографируя фотокамерой с широкоугольным объективом. Вы спросите, почему? Все просто. На панорамной фотографии гораздо больше возможностей разместить много самой разной информации, намного больше, нежели на снимке, сделанном обычным объективом. Ну, а во-вторых, и к этому первым делом должны прислушаться девушки, широкоугольник очень хорошо стройнит фигуру. А если вы еще и узнаете, с какой стороны вы лучше выглядите, будете пошире улыбаться, повыше поднимать подбородок и фотографироваться лицом к свету (это нужно для того, чтобы избежать лишних теней), фотография должна получиться очень хорошей. Так же не пренебрегайте игрой с композицией кадра и различными ракурсами. Например, постройте кадр так, чтобы ваше лицо было не в его центре, а, допустим, ближе к верхним или нижним его границам. То же самое касается и ракурса.

Короче, советует Юлия, если следовать этим довольно нехитрым правилам, то на селфи вы будете выглядеть просто великолепно. Может быть, даже красивее, чем в реальной жизни. 

Алена Чендлер: Ложитесь на пол, гримасничайте, и вообще валяйте дурака!

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алена Чендлер

Мне очень нравится снимать на вечеринках – говорит Алена. Люди на вечеринках раскованы и практически не обращают внимания на фотографа и фотокамеру. И, к тому же, народ на вечеринках привык веселиться, не стесняться совершать забавные глупости, ну, например, строить смешные рожицы, ставить друг другу «рожки» и показывать языки. В таких условиях человек максимально раскрывается. Все это и позволяет фотографу делать замечательные фотографии.

Не бойтесь обниматься и целоваться с друзьями перед фотокамерой! Можно сфотографироваться, например, с бокалом вина в обнимку с другом или подругой. Главное – не стесняться улыбаться и даже смеяться. Смейтесь, если даже по натуре своей вы человек стеснительный. Попробуйте делать глупые и смешные вещи. Ну, например, лягте на пол. Или обнимите дерево. На фоне всеобщего веселья такие приколы выглядят вполне естественно и ярко.

А вот если я делаю портрет не стихийно или репортажно, а работаю с моделью в студии, то к процессу расслабления портретируемого я подхожу достаточно серьезно. Это уже не раскованная и взбалмошная вечеринка. Тут нужно добиться того, чтобы человек ушел в себя, расслабился и стал самим собой, таким, какой он есть на самом деле, перестал наигранно позировать перед фотокамерой. Я прошу пришедшего ко мне человека забыть о том, что я его фотографирую, а думать о чем-то своем, добром и хорошем. Для того, чтобы клиент погрузился в нужное состояние, можно поставить его любимую музыку. Короче, нужно добиться того, чтобы человек не ощущал себя фотомоделью.

Алина Никитина: Делайте упражнения со светом! Найдите для себя идеальный ракурс!

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алина Никитина

Первым делом вам нужно полюбить самого себя и принять свою внешность такой, какая она есть -  советует Алина начинающим фотографам. Это поможет решить вам одну достаточно важную проблему, которая волнует чаще всего девушек. Эту проблему можно сформулировать примерно такой фразой «я нефотогенична и всегда плохо получаюсь на фотографиях».

А теперь давайте разбираться дальше. Первым делом, нужно твердо усвоить то, что фотография – это всего лишь плоское отражение реальности. И она в значительной мере искажает реальные объемные объекты. Ну, к примеру, известен ли вам такой факт, что любое фотографическое изображение полнит абсолютно всех? Вы не обращали внимания на то, что известные фотомодели в реальной жизни кажутся серьезно страдающими от явного недостатка веса?

Ну, а тем, кто к вопросу хитовых селфи и превращения в звезду фотоотчетов с различных вечеринок желает подойти как можно серьезнее, я могу дать такой совет. Сначала соберите по возможности как можно больше своих старых фотографий и тщательно проанализируйте их. Лучше рассматривать фотографии, напечатанные на бумаге, а не те, что на экране монитора. Это вам нужно сделать для того, чтобы понять, какие ракурсы, какие позы вам действительно идут, при каком освещении и с какой стороны вы выглядите лучше и интереснее. Короче, постарайтесь понять, на каких фотографиях вы больше всего нравитесь самому себе.

Второй этап упражнения необходимо проводить перед зеркалом. Этот этап должен занять у вас как минимум минут тридцать. Перед зеркалом вам нужно откровенно кривляться, гримасничать и принимать самые различные позы. Порой и смешные, и нелепые и даже фантастические. Представьте себя зайчиком или ёжиком. Накаченным боксером-тяжеловесом или брутальным сталеваром. Толстой продавщицей из хлебного отдела. Известной фотомоделью с идеальными формами. Это упражнение позволит вам выявить самые лучшие для вас позы и выражения лица. Запомните их, и в будущем старайтесь позировать именно так. Заодно вы уясните для себя, какие ракурсы, позы и выражения лица вам не идут и совершенно не красят вас. Понятно, что их вы отныне будете избегать.

В следующем упражнении вам нужно будет уже поработать непосредственно с фотокамерой. По возможности надо установить ее на штативе и перевести в режим автоспуска. Не беда, если штатива у вас нет. Непрофессионалу он не особенно и нужен, честно говоря. В этом случае установите фотоаппарат на стол, на подоконник или на какую-то другую надежную плоскость. Фотографируйте самого себя, учитывая выводы и опыт, полученные в двух вышеописанных упражнений, которые вы уже провели. Но теперь нужно будет добавить еще одно важную составляющую фотографии, а именно – свет. Свет на всех ваших снимках самого себя должен быть как можно разнообразнее. Сверху, снизу, справа или слева. Свет от люстры под потолком, от торшера в углу комнаты, от настольной лампы на столе, от фонарика в руках товарища. От окна. От окна за шторами. От окна без штор. От фотовспышки прямо в лоб. Если вы фотографируете самого себя мобильным телефоном, встаньте у окна и сделайте несколько снимков, постоянно поворачиваясь к свету разными сторонами. С помощь этого несложного упражнения вы уясните для себя, какое освещение вам больше всего подходит, какие ракурсы для съемки идут вам, а какие не идут совершенно.

После того, как вы выполните все описанные упражнения, можно переходить к подитоживанию всего полученного вами сегодня опыта. А именно, уяснению того, какая сторона вашего лица может стать так называемой «рабочей стороной». То есть постарайтесь понять, какой стороной вам нужно поворачиваться к фотокамере, когда вас фотографируют.  Тут очень важно, то называется, не перегнуть палку. Если вы теперь постоянно при съемке будете поворачиваться к фотографу одной и той же стороной и принимать одну и ту же позу и выражение лица, то легко сможете стать объектом для насмешек в социальных сетях. Так что, старайтесь при позировании выглядеть все-таки живым человеком, а не мультяшным персонажем или восковой фигурой из музея.

Если вы находитесь на вечеринке, и кто-то из вас решил пофотографировать и снимает вас со вспышкой, что называется, в лоб – бояться этого не стоит. Как бы это не показалось странным, такое освещение идет практически всем. В общем-то, кратковременное отключение зрения после яркого светового  импульса вспышки – это не глобальная жертва для героя светских вечеринок. Бояться нужно другого. А именно – «крутых фотографов» с дорогими камерами и огромными отражателями-софтбоксами. В этом случае вам очень сложно контролировать результат съемки. Это первое. А второе – рассеянный свет, который дает такой софтбокс, особенно если он направлен на вас немного со стороны, очень хорошо и рельефно выявляет все недостатки вашего лица и вашей кожи. Малейший прыщик при таком освещении будет увеличен в размерах как минимум в несколько раз и запросто может превратиться в противную бородавку на носу. Плюс к вышесказанному, такой свет выявит все ваши морщинки и, естественно, на порядок состарит вас.  Ну а что делать, если ребята с такой аппаратурой снуют по всему залу? Остается одно: стараться поворачиваться к ним своей «рабочей стороной». Ну, а если вы вдобавок ко всему хотите получиться на фотографии стройной, развернитесь по отношению к фотографу в три четверти. И еще одна важная деталь: для того, чтобы не выглядеть на снимке куколкой, не задерживайте дыхание! Выглядите максимально естественной!

Алексей Калабин: Слушайте любимую музыку!

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Алексей Калабин

Вот что говорит этот фотограф: Всех тех, кого я снимаю, я прошу постараться не позировать мне. Наоборот, я хочу, чтобы пришедший ко мне человек стоял или сидел как можно более для себя комфортно, чувствовал себя естественно и раскованно. Красиво позировать умеют только опытные фотомодели и публичные люди, которые уже давно привыкли к фотокамерам. Нужно убедить портретируемого быть самим собой, суметь заставить его забыть о напряжении и о том, что он позирует. Порекомендуйте вашему гостю представить, что он стоит не перед фотокамерой, а  перед зеркалом. Если человек излишне зажат и напряжен, попросите его на короткое время отвести взгляд в сторону от фотокамеры, выдохнуть, расслабиться, и снова посмотреть в объектив.

Ну, а если вы фотографируете на вечеринках, то самые замечательные снимки получаются обычно в такие моменты, когда люди находятся, так сказать, в легком безумии. Совсем не обязательно для этого пить много спиртного. Можно просто использовать те предметы, которые находятся рядом. Берите в руки столовые приборы, букеты цветов, что-то еще. И побольше двигайтесь и пошире и поестественнее улыбайтесь. Ну, а если вы не смотря ни на что, чувствуете себя перед фотокамерой скованно и неуверенно, наденьте очки – улыбаясь, завершает свой рассказ Алексей Калабин.

Сергей Костромин: Хорошая фотография – это случайность.

По крайней мере, так считает этот модный сегодня московский фотограф. Хорошая фотография, по мнению Сергея,  это случайная соввокупность множества факторов. Но, не смотря на это, есть несколько приемов, которые могут помочь фотографу сделать хороший снимок. Как пример такого фактора этот автор рекомендует хорошую музыку. Под хорошую музыку всегда намного легче и интереснее работать. А если эта музыка нравится и фотографу, и портретируемому – так это вообще просто замечательно. Так что, если вы пришли в фотостудию для того чтобы сделать собственный портрет -  попросите хозяина фотостудии включить вашу любимую музыку. И еще Сергей Костромин, так же как и Алексей Калабин, рекомендует фотографироваться в очках. Он считает, что в очках любой человек выглядит просто замечательно. И третье, по мнению Сергея: тому, кого фотографируют, можно дурачиться и иронизировать сколько угодно. Если, конечно, ваша цель – не получить фотографию для паспорта.

Сергей Иванютин, фотограф и старший фоторедактор  Look At Me:  Чуть наклоните голову, не опускайте подбородок и не вращайте глазами!

Свои рекомендации  начинающим фотографам и фотомоделям Сергей Иванютин основывает на теории философа Ролана Барта, который считает, что любой фотографический портрет есть не что иное, как некое закрытое силовое поле, внутри которого пересекаются между собой, противостоят друг другу и  друг друга деформируют четыре вида воображаемого. Находящийся  перед объективом фотокамеры человек одновременно является: 1.  Тем, кем он сам себя считает.  2. Тем, кем он хотел бы, чтобы его считали. 3. Тем, кем его считает фотограф. 4. Тем, кем он пользуется, чтобы проявить свое искусство. Вот почему, когда человек начинает понимать, что он попал в поле зрения фотографа, то он невольно превращает себя в некий искусственный образ, сам того не замечая, начинает позировать. А позирование – это не что иное, как имитирование самого себя. А любое имитирование – это фейк.

Короче, считает Сергей Иванютин, фотографирование -  это, прежде всего, игра. И как и в любой игре, в фотографировании всем участникам этого процесса нужно чувствовать себе свободно, расслаблено и максимально естественно. Позировать при фотографировании строго запрещается. 

А еще фотографу, работающему с непрофессиональными фотомоделями, можно посоветовать прием, который в свое время использовал в работе чешский кинорежиссер Петр Зеленка. Он работал в основном с непрофессиональными актерами, при этом добивался великолепной естественности их игры перед камерой. Достигал этого он путем постоянных и изнурительных репетиций. После целого дня такой поистине выматывающей работы ближе к вечеру актеры уставали позировать и кривляться, и начинали вести себя естественно. В этот момент режиссер и начинал съемки. 

Также Сергей Иванютин рекомендует начинающим фотографам тщательно выбирать правильный угол съемки. В некоторых случаях неопытный фотолюбитель может даже в значительной степени исказить анатомические пропорции лица портретируемого. Очень важно правильно выбрать «рабочую сторону» модели. А чтобы было из чего выбирать – поснимайте человека с разных сторон. При этом нужно учитывать, что больше частей лица попадет в кадр, если модель будет повернута к объективу под углом в три четверти. В профиль или анфас площадь лица на фотографии уменьшается.

Три важных совета

1. Наклоните голову

При съемке портрета попросите свою модель слегка наклонить голову в какую-нибудь сторону. Эту позу можно немного компенсировать, если портретируемый немного приподнимет то плечо, в сторону которого он сделал наклон.

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Сергей Иванютин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Сергей Иванютин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Сергей Иванютин

Iskusstvo_fotoportreta

Фотография: Сергей Иванютин

1. Наклоните голову

Модели позволителен легкий наклон головы.

2. Не нужно опускать подбородок

Это встречается достаточно часто. Человек, которого вы фотографируете, пытается скрыть какой-нибудь дефект своего лица или просто стесняется, и при этом прижимает подбородок у груди и наклоняет голову вперед. Объясните модели, что делать это ни в коем случае нельзя! При таком положении головы лицо в значительной степени искажается. Брови увеличиваются порой до невероятных размеров, шея становится до смешного маленькой и короткой. Плюс ко всему увеличивается и нижняя челюсть. Но и излишне запрокидывать голову назад тоже не стоит. В этом случае карикатруными получаются шея и нос модели.

Самый, пожалуй, известный прием – попросить модель чуть-чуть приподнять вверх подбородок. Это в значительной степени уменьшит количество складок и морщин на ее лице. Но, правда, при этом есть риск, что очень крупными станут ноздри портретируемого и его подбородок. Как уйти от этой проблемы? Способ несложен: фотографу нужно выбрать чуть более высокую точку для съемки. Можно так же попросить модель чуть наклонить вперед корпус и при этом приподнять подбородок.

3. Если улыбка вам не идет – не улыбайтесь!

Хоть Юлия Майорова и советует все улыбаться во время фотографирования, тем не менее, приходится констатировать, что в этом она ошибается. Или заблуждается. Считайте, как хотите. Улыбка, к сожалению, идет не всем людям. Очень часто на фотографиях можно видеть откровенно вымученные улыбки, наигранные, безрадостные и фальшивые. Для того, чтобы улыбка у модели была настоящей, нужно заставить модель улыбаться или смеяться искренне. Рассмешите того, кого вы фотографируете. Но если вы поняли, или портретируемый сам вам про это сказал,  что улыбка ему не идет – то и улыбаться, естественно, нет никакого смысла.

На основе материалов с сайта: daily.afisha.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть