Композиционное мышление

В начале обучения фотографии очень часто мало внимания придают рассказу об основах композиции, о том, как правильно построить изображение на плоскости. Между тем, композиция в любом изобразительном искусстве имеет первостепенное значение. Вот поэтому обучение композиции и должно быть самым важным разделом в науке фотографирования. Композиция – это то, без чего немыслимо любое изображение. Вот поэтому композиции нужно постоянно учиться любому художнику, в том числе и фотографу, развивать в себе ее чувствование.

Правильное чувствование композиции дает художнику возможность увидеть, решить для себя, какие элементы должны войти в границы кадра, какие могут быть безболезненно исключены из него и оставлены за его пределами. Хорошо знающий законы композиции фотограф всегда сможет получить достойный снимок.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Многие фотографы, а начинающие особенно, довольно часто пренебрегают законами и правилами композиционного построения кадра. Ну, усвоят, например, «Правило третей» или «Правило нечетных чисел» - и считают что этого достаточно. Изучение всех этих правил кажется им скучным занятием. А некоторые считают, что нарушать законы композиции надо принципиально, так как это позволяет уйти от штампов и проявить собственную индивидуальность. Не правы и те, и те. И хочется надеяться, что после прочтения нашей сегодняшней статьи, в которой мы постараемся обосновать важность изучения композиции и ее законов, они поймут свои ошибки и избавятся от своих заблуждений.

Итак, почему так важно знать и изучать искусство композиции?

 Причина 1. Ваши фотографии должны быть особенными!

Всякий знает, что каждый день во всемирной паутине интернета публикуются десятки, а может даже и сотни тысяч новых фотографий. Как сделать так, чтобы именно ваши фотографии выделялись в этом огромнейшем количестве снимков других авторов? Этот вопрос вполне реальный, а не риторический. И задать его себе должен каждый уважающий себя и свое творчество фотограф.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Что конкретно впечатлило вас в каком-то сюжете? Какое уникальное мгновение уловил ваш глаз и запечатлел ваш фотоаппарат?  Почему конкретно этот кадр вы считаете необычным, отличным от других, почему вы выделили из ряда других подобных снимков?

В этом месте хочется немного удивить вас, заявив, что можно получить замечательный, великолепный снимок, совершенно забыв о законах композиции, попросту закрыв на них глаза.  Но это происходит в тех редчайших случаях, когда на ваших глазах происходит какое-то уникальное, удивительное событие, и вам просто не остается ни секунды времени на то, чтобы подумать о композиции. К сожалению, это чаще всего трагические события… Но, тем не менее, доводилось видеть и другие фотографии, иллюстрирующие это наше заявление. Например, присевший на внешнее зеркало движущегося автомобиля голубь. Возможно, голубь присел на зеркало всего лишь на пару секунд, и снимок был сделан совершенно случайно из окна проезжающего рядом другого автомобиля. Ну вот так уж счастливо сложились обстоятельства: у кого-то в нужную минуту и в нужном месте оказался в руках фотоаппарат.  И очень хорошо, что он среагировал и успел нажать на спусковую кнопку. Тут уж некогда было думать о композиции. Главенствующую роль в этом снимке играет сам факт – птица на зеркале движущегося автомобиля.  

Тем не менее, во всех остальных случаях о композиции думать просто необходимо. Ведь именно благодаря удачно выбранной и построенной композиции фотография чаще всего и привлекает к себе зрителя. Правильно выстроенная, хорошо организованная композиция изображения использует именно те методы, которые привлекают внимание зрителя своими ключевыми моментами, заставляют зрителя, рассматривающего фотографию, увидеть в первую очередь именно то важное, ту главную деталь, что хочет показать автор. Хорошая композиция концентрирует внимание зрителя на главном.  Плохо же организованная композиция наоборот рассеивает его внимание. Глаз смотрящего не видит в снимке ничего конкретного, на чем можно задержаться, остановиться, и вследствие этого интерес к фотографии просто-напросто теряется.

Если вы научитесь правильно строить композицию, то ваши снимки обретут внутреннюю гармонию и сделают их на уровень выше тех фотографий, которые вы делали раньше. Заманчиво? Но это действительно так. Так что, не стесняйтесь совершенствоваться, изучайте композицию!

Причина 2. Общайтесь со зрителем!

  Хорошо выстроенная композиция кадра не только делает фотографию более привлекательной для зрителя. Кроме всего прочего, она позволяет автору войти в контакт со своим зрителем, вступить в общение с ним.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Некоторые фотографы почему-то наивно думают, что все другие люди воспринимают его снимок точно так же, как это делает он сам. Им кажется, что в изображенном на фотографии сюжете зритель видит то же самое, что видит сам автор снимка. Разубедим таких фотографов. Это не так. Более того, разные зрители увидят в одной и той же фотографии совершенно разное.

Дело тут в том, что у автора фотографии есть с ней, с этой фотографией, некая эмоциональная связь. Ведь он когда-то был на этом конкретном месте, увидел что-то, кажущееся ему интересным и сделал снимок. Ну, представьте, например, что вы оказались в весеннем лесу. В этот момент на ваши чувства влияет огромное множество факторов. Всей своей кожей вы чувствуете легкое дуновение теплого ветерка, ваш слух услаждает пение птиц, ваше обоняние радует вас запахом лесных трав и деревьев, вы только что увидели пробегающего мимо ёжика и умилились всей этой картинке… Вы делаете снимок. Но, показав потом эту фотографию своему приятелю, вы не вызовете у него тех эмоций, которые рассчитываете вызвать. Тут все дело в том, что, рассматривая снимок, вы погружаетесь в то состояние, мысленно возвращаетесь  в те минуты, проведенные в лесу. Вы видите, слышите, осязаете, ощущаете именно то, что видели, слышали, осязали и ощущали в тот момент, когда фотографировали. Зритель же ничего этого, увы, не испытывает, и видит в вашем снимке только то, что на нем изображено: самый обыкновенный, ничем не привлекательный лес, такой лес, какой он видел огромное количество раз в интернете или на картинках в книжках…

Зритель рассматривает любой снимок безо всякой дополнительной информации. И ваша главная задача – донести до него эту информацию, заставить его почувствовать именно то, что чувствовали в момент съемки вы сами.  В данном, описанном выше случае – свежесть и аромат весеннего леса. 

Как добиться того, чтобы зритель увидел и ощутил все то, что вы хотите заставить его увидеть и ощутить? Правильно! Для этого в первую очередь нужно научиться грамотно выстраивать композицию кадра! Хорошая композиция позволит вам обратить внимание зрителя на главные детали снимка, поможет передать настроение и чувства, которые по вашей задумке должны у него возникнуть.

Причина 3. Вы должны увидеть потенциал каждой сцены, каждого сюжета

После того, как вы изучите законы композиции, весь мир, всё окружающее вас вы будете видеть так, как видит всё это настоящий художник. В самых простых, казалось бы, на первый взгляд, бытовых, окружающих вас предметах и обыденных ситуациях вы научитесь видеть красивое и гармоничное, вы сможете уловить фотографический потенциал всего этого. Вы сможете различать прекрасное и безобразное в окружающем вас мире. Вы сможете увидеть интересный кадр абсолютно во всем, в любой ситуации, в любой сцене, в любом сюжете, разворачивающемся перед вашими глазами. Вы научитесь использовать это свое новое видение в своей работе, что позволит вам создавать по-настоящему стоящие, хорошие фотографии.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Для неопытного в этом деле человека обычный, окружающий его мир чаще всего кажется скучным, серым и неинтересным. Но для вас этот мир – источник для вдохновения, строительный материал для создания хороших фотографических работ.

Это новое, необычное, другое видение окружающего мира возникает у человека тогда, когда он начинает изучать основы композиции. Этот человек уже будет знать, как использовать в построении кадра те или иные визуальные элементы, как их правильно сочетать между собой, как найти эти элементы в фотографируемой сцене или сюжете. Только после этого вы сможете сделать по-настоящему хороший снимок. И, между прочим, очень быстро вы поймете, что сделать это порой бывает очень и очень непросто.

Короче, знание и изучение основ композиционного построения изображения может коренным образом изменить ваше восприятие пространства и окружающего мира вообще.  

Причина 4. Обретайте уверенность в себе!

Как это обычно бывает в любой профессии, с новыми знаниями к человеку, мастеру любого дела, приходит и уверенность в себе, в своих действиях и поступках. Почему это происходит именно так, понять совсем не сложно. Применимо к нашей ситуации, фотограф будет чувствовать уверенность в себе только тогда, когда он будет знать, что сможет сделать хороший снимок в абсолютно любой ситуации. Если вы будете уверены в себе, вы будете мгновенно и очень хорошо ориентироваться в той или иной сложившейся ситуации, понимать, как нужно поступать в тот или иной момент. Вы будете знать, что конкретно нужно искать в снимаемом вами сюжете, что и как, каким образом, включать в границы кадра, а что оставить за их пределами и вообще, как построить композицию кадра самым наилучшим образом.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Уверенность фотографа в себе особенно бывает важна и нужна ему при работе с людьми, с конкретными заказчиками. А еще в ситуациях, контролировать течение которых невозможно.  Уверяем вас, такие ситуации у вас в работе будут возникать постоянно. Вам придется непосредственно в ходе съемки думать об очень многом, новые идеи будет нужно находить порой просто молниеносно.

Короче, знание законов композиции сделает вас настоящим профессионалом в области искусства фотографии.     

Причина 5. Нелепые и смешные ошибки в композиции. Избегайте их!

Если фотограф не имеет ни малейшего представления о законах композиции, он постоянно будет делать при съемке серьезные, а порой даже и курьезные ошибки. А  ошибки такого плана очень портят впечатление зрителя от фотографии. Фотографу порой даже может оказаться очень стыдно за проделанную им работу, за те или иные конкретные снимки. Примеров тому огромное количество. «Классическим» из них можно считать «рога», вырастающие на голове  человека – нелепо торчащие ветки дерева, на фоне которого вы его фотографируете. Или люстра, висящая на потолке комнаты, выглядящая нелепой шляпой на голове солидной дамы в красивом платье. Или, например, какой-либо смешной или несуразный элемент на заднем плане снимка, на который фотограф просто не обратил своего внимания.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Такие композиционные ошибки бывают порой очень коварными. Дело в том, что зритель может даже и не увидеть их, не обратить на них внимания, но он обязательно почувствует, что в этом снимке что-то не так, не всё в порядке. Ошибки подобного рода у зрителя вызывают некий дискомфорт, ему кажется, что что-то отвлекает его внимание от главного, он не может сосредоточиться на чем-то конкретном. Его взгляд скользит по фотографии и то и дело уходит от главного объекта снимка.

Это еще одна из многих причин того, что искусство композиции важно и его нужно изучать. Знание законов композиции позволит вам увидеть свои возможные ошибки еще непосредственно при съемке и избежать их, устранив из кадра те или  иные элементы всеми возможными способами.

Причина 6. Композиция и легкость редактирования снимка

Наверняка при сортировке и первичной обработке фотографий вам приходилось сталкиваться с проблемой выбора одного кадра  из двух или даже большего числа  похожих (многие фотографы сегодня для того, чтобы не упустить самый важный момент, любят снимать в «серийном» режиме, когда  за одну секунду камера делает несколько снимков). Какой из этих кадров лучше – решать порой бывает достаточно сложно. И вообще, отбор и редактирование снимков многие фотографы считают одним из самых сложных этапов своей работы. Очень часто различие между такими снимками бывает настолько мало и практически незаметно, что его очень трудно оценить.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Изучение основ искусства композиции позволит вам оттачивать свои навыки в этой нелегкой работе. Вы научитесь уверенно отличать лучший кадр от худшего, и вам не придется испытывать столько творческих мучений, сколько вы их испытывали раньше. Таким образом, знание законов и правил композиции в значительной мере упрощают процесс отбора и редактирования снимков и делают его наиболее быстрым, то есть менее затратным по времени. А время, как известно, наша самая большая ценность.

Причина 7. Переоценка своих более ранних работ

Многие фотографы, рассматривая свои работы прошлых лет, порой замечают то, что эти снимки были сделаны без учета законов и правил композиционного построения изображения. Старые работы явно хуже по качеству, чем  работы современные. Подавляющая же часть фотографий вообще кажется им совершенно непригодными для показа. И лишь несколько кадров они могут назвать действительно удачными. Да и те, чаще всего, были сделаны совершенно случайно.

Но как только этот фотограф познакомится с основами композиции, то очень быстро откровенно никаких, то есть попросту испорченных, никуда не годных снимков у него станет значительно меньше. Это происходит с каждым, постигающим азы этого искусства. Рано или быстро, но происходит. Как вы думаете, в чем кроется причина этого? Всё правильно. В том, что фотограф начинает работать осознанно, обдуманно, еще заранее, в процессе съемки,  видя в своем воображении  уже готовую фотографию, ту, которую он потом покажет зрителю. А значит, заранее правильно и осознанно строя композицию кадра. Думает о том, что стоит помещать в границы кадра, а что лучше из него исключить. С какой точки лучше снимать, под каким ракурсом… Во время работы в голове фотографа прокручиваются тысячи мыслей, он строит в уме огромное количество комбинаций, а не бездумно «щелкает» направо-налево.

Kompozitsionnoe_myshlenie

На первоначальном этапе своей работы многие фотографы снимают то, что им хочется, и так как им хочется, совершенно не задумываясь о том, какое впечатление на зрителя окажет их фотография. Они попросту не контролируют себя, не контролируют создание кадра, не работают над его композицией непосредственно во время съемки. Потом обычно наступает период проб и ошибок. Большинство фотографов начинают при этом понимать то, что именно правильная, хорошо и грамотно выверенная композиция делает их работу более вдумчивой, в значительно степени улучшает фотографии. 

Причина 8. Поиски своего, уникального и индивидуального стиля

У искусства композиции почему-то существует весьма нехорошая репутация достаточно жесткой системы, которой надо следовать неукоснительно. Что можно об этом сказать?

Да, многие фотографы, как и любые другие творческие личности, не любят сковывающих их, по их же собственному мнению, правил. Они ратуют за раскованность, за свободу в своем творчестве, своем самовыражении.

Но, тем не менее, мы осмелимся вам сказать: как раз именно знание законов композиции дает вам во много раз больше свободы, нежели творческая работа при полном отсутствии какой-либо системы. Дело в том, что четко выстроенная система позволяет постепенно нащупать, найти свой, собственный и неповторимый стиль в искусстве фотографии.

Kompozitsionnoe_myshlenie

А теперь попробуем объяснить это наше заявление.

Да, действительно, в фотографии, как и в любом виде изобразительного искусства есть некоторый ряд четких, твердых, выработанных веками правил и законов. Ну, например, уже упомянутое нами в сегодняшней статье знаменитое «правило третей», или «правило ровного горизонта». Но не стоит думать, что этим постулатам нужно следовать строго и неукоснительно. Мы рекомендуем на эти правила и законы смотреть как на некие «инструменты», необходимые вам в работе, как на некие методы, применяемые и учитываемые вами. Эти правила вы можете учитывать при создании своих снимков. А можете и проигнорировать их. Кстати, обратите внимание на живописные работы классиков. В каждом ли гениальном полотне ушедших веков вы видите соблюдение ну, хотя бы, того же правила третей? А у знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи, кстати, завален горизонт. Но никто его за это не ругает.

Обратим ваше внимание и еще на один достаточно важный момент. Во время изучения основ искусства композиции, вы параллельно узнаете о нескольких способах улучшения своих фотографий. Сюжет снимка может быть любой: необычный, веселый, грустный, драматичный, сентиментальный… Но каждый раз он воплощается с новыми идеями, в новых вариациях.

Но вот наконец проходит какое-то время и наступает момент, когда вы наконец нащупали свой индивидуальный стиль. После такого нащупывания вы начинаете этот стиль развивать. А развитие своей манеры работы как раз и вытекает из того, какими методами вы работаете. Вы, и только вы решаете, какие детали и элементы стоит включать в кадр, а какие там будут просто лишними. Индивидуальный творческий почерк, стиль любого автора есть не что иное, как результат использования им традиционных знаний, правил и законов того вида творчества, в котором он работает. Из всех этих классических знаний художник и выбирает те, что ему наиболее необходимы в работе над этим конкретным полотном, в нашем случае – фотографией. Он комбинирует те способы и методы, работать с которыми ему комфортно и удобно.

Короче, знание искусства композиции дает вам практически неограниченные возможности в вашем творчестве. Вам остается лишь сделать свой выбор в том или ином конкретном случае. Вот так и рождается собственный, уникальный стиль любого художника, любого творца прекрасного.

Причина 9. Не забывайте о том, что работы других фотографов тоже прекрасны

Очень хорошим побочным эффектом при изучении основ композиции является так же еще и то, что в процессе этого изучения попутно вы учитесь оценивать работы своих коллег, других фотографов. Изучая композицию, вы одновременно изучаете и язык изобразительного искусства.  Поняв этот язык, освоившись с ним, вы сможете на равных общаться с другими художниками. Это, как мы уже говорили сегодня, касается не только фотографии, но и всего изобразительного искусства в целом. Этот язык, эти знания позволяют вам открыть для себя мир эстетики, эстетического вкуса и эстетического познания окружающего мира. Если перейти на минутку на язык «технический» - знание  языка искусства дает вам прекрасную возможность унифицировать свой эстетический мир. Проще говоря, изучив основы композиции в изобразительном искусстве, вы научитесь совсем по-другому видеть музейные экспонаты, театральные мизансцены, сцены из классических кинофильмов и многое другое. Да и вообще научитесь в окружающем вас мире видеть гораздо больше, чем видят другие люди. Например, рассматривая в музее или на выставке живописное полотно, вы увидите, что художник намеренно выбрал ту или иную цветовую палитру своей работы для того, чтобы передать зрителю те или иные свои ощущения, эмоции, какие-то другие чувства.  А сидя в кинозале, вы увидите, как в декорациях или в натурной съемке режиссер использует тональную или линейную перспективу для того, чтобы обратить внимание зрителя на что-то конкретное или важное в данной сцене, в данном эпизоде.  

Kompozitsionnoe_myshlenie

Один старый фотограф в беседе с начинающим коллегой сказал однажды: «Я ношу очки и работаю в очках, но я вижу гораздо больше, чем ты, которому очки пока еще не требуются».  

Знание основ композиции позволяет вам совсем по-новому, по-иному смотреть на окружающий вас мир. Вы начинаете его видеть совсем другим, абсолютно не таким, каким вы его видели раньше. И вы поймете, что он, этот мир, фантастически нереален, порой  просто невероятен.

Причина 10. Знания, которые вы будете использовать постоянно

Как мы надеемся, из нашей сегодняшней статьи вы уже давно поняли, что правила и законы композиции практически едины для всех видов изобразительного искусства. Эти правила и законы объединяют все эти искусства. Эти правила и законы отточены и выверены веками. Они работали и на заре развития человеческой цивилизации, в эпоху ее зарождения, работают и сейчас, и будут работать всегда, независимо от климата на Земле, войн, различных политических строев и всего остального, происходящего на нашей планете. Они не умерли и не умрут вместе с художниками. Художники – смертны. Их творения подвержены разрушению временем. Но правила и законы – бессмертны. Египетские пирамиды, наскальные рисунки древнего человека, мраморные статуи Древней Греции, гигантские скульптуры на острове Пасхи, работы живописцев Европы эпохи Возрождения, русская живопись 19 века, русский авангард века 20 – все это создано по одним и тем же правилам  и подчинено одним и тем же законам. Эти законы не устареют никогда.

Kompozitsionnoe_myshlenie

Почему такое происходит? На чем же основано действие  этих правил и законов? А основано это действие на заложенном природой свойстве человека воспринимать ту или иную визуальную информацию. И это свойство не изменится ни через год, ни через два, не через сто или тысячу лет. Следующим летом не издадут и не утвердят очередной закон композиции и не заставят всех людей Земли применять его. А завтра никто не скажет официально, что такой-то закон композиции устарел и больше не имеет своей силы и за применение его последует строгое наказание.

Изучив законы и правила композиции, вы всегда сможете применять их в своей практике не только в фотографии, но и во многих других сферах своей жизненной деятельности. Это может быть и простейшая верстка поздравительной открытки для близкого и родного человека, и создание презентации для доклада, и при выборе мебели и расстановке ее в своем жилище, и при ремонте дома, работая с материалами, фактурами  и цветами в отделке комнат. Даже при выборе костюма или платья для себя или ребенка -  везде вам пригодится знание хотя бы основ композиции!   

Kompozitsionnoe_myshlenie

Учитесь радоваться новым знаниям!

Нам очень хочется думать, что информация, которой мы с вами сегодня поделились, оказалась нужной и полезной вам. Теперь вы поняли, что знания правил и законов композиции очень важны в творческой работе фотографа. Что они не только не ограничивают вашу свободу, а, наоборот, расширяют ваши возможности в проявлении себя как истинного художника. Владея искусством композиции, искусством организации изображения на плоскости или в пространстве, вы можете передавать зрителю те эмоции, которые важны для вас самих, и которыми вы хотите поделиться с теми, кто будет рассматривать ваши фотографии. Вы сможете передать другому человеку свое состояние, которое вы испытываете или испытывали в тот или иной момент. В конце концов, вы совсем по-другому, по-новому стали воспринимать окружающий вас мир!

Нажмите ESC чтобы закрыть