Мнение профессионала. Тевис Лиф Гловер о правиле третей

В нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам об одной интересной теории, которую в последнее время активно продвигает писатель и файн-арт фотограф из Гонолулу Тэвис Лиф Гловер (Tavis Leaf Glover). В своих размышлениях Тэвис пытается развеять все мифы о самом, пожалуй, «святом» постулате для всех творцов изобразительного искусства - о знаменитом правиле третей.

Казалось бы, правило третей незыблемо, оно отрабатывалось многими веками. Но, тем не менее… Всем художникам и фотографам Тэвис Лиф Гловер рекомендует строить свое творчество на принципах гештальтпсихологии.

Ну, а теперь давайте дадим слово самому автору этой оригинальной теории.

«Я – говорит Тэвис – точно так же, как и многие другие художники и фотографы, пытаюсь создавать такие произведения, которые не стыдно было бы показать всему миру. Но с самого начала моего становления как художника, мне постоянно что-то мешало. Какое-то время спустя я понял, что именно мне мешало. Это – правило третей. И теперь я хочу рассказать всему миру о том, что это знаменитое правило – всего-навсего миф. Этот миф, а точнее, мифы об этом правиле, я и хочу развенчать».

Тэвис призывает художников всего мира стать своими сторонниками. Ведь отказ от правила третей, как он считает, изменит будущее всего искусства и поможет ввести в обиход другие бесценные дизайнерские приемы.

Многие до сих пор считают, что правило третей -  самый подходящий, самый эффектный, самый правильный и самый лучший способ построения любого изображения на плоскости. Но, по мнению Тэвиса, очень многое зависит от стандарта, к которому стремится художник. Если он стремится к уровню Рубенса, Бугро, Дега или даже Леонардо да Винчи, то это одно. Совсем другое, если автор стремится к уровню уличного художника, главной целью которого является продажа своих картин мало что понимающим в искусстве обывателям и туристам на пешеходных улицах столиц мира.      

Любое изобразительное искусство невозможно без композиции. И если для построения композиции своей картины или фотографии вы будете использовать правило третей – то непременно окажетесь в тупике, в темном переулке, в котором ваша работа превратится в заурядность. Как считает Тэвис, это заявление звучит достаточно резко. Но зато – честно.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Люди обычно не любят всевозможные правила - рассуждает Тэвис – Они не хотят им следовать. Очень любимой фразой у многих сегодня стало выражение: «Любые правила существуют только для того, чтобы нарушать их». Или, как вариант, «я убежден, что хорошо выучить правила нужно для того, чтобы знать, как нарушать их».

И вообще слово «правило» очень многие почему-то воспринимают в основном негативно. «Я стараюсь показать всем не правило, которое должно быть нарушено. Я пытаюсь разобрать познания, которые любой художник или фотограф может использовать для создания своих произведений. Если, конечно, он сам этого захочет. Выбор всегда остается за творцом» – считает Тэвис Лиф Гловер.

Миф первый. Правило третей делает изображение визуально притягательным, более приятным

Для того, чтобы развенчать этот миф, в первую очередь нужно узнать, что же именно делает изображение визуально приятным, притягивающим к себе внимание зрителя. Тэвис уверяет, что это не расположение главного объекта картины на  пресечениях воображаемых вертикальных и горизонтальных линий по правилу третей. Чтобы картина притягивала внимание, художнику нужно использовать приемы композиции таким образом, чтобы зритель, рассматривающий его картину, ясно бы прочитывал ее, чтобы он не отвлекался на второстепенные, менее важные ее элементы, не путался бы  в визуальной иерархии изображения. Как же добиться этого?

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Для начала давайте разберемся в том, как наш мозг воспринимает зрительные раздражители. Для этого мы будем использовать метод так называемой гештальтпсихологии соотношения фигур и фона (Figure-Ground Relationship/FGR) для того, чтобы главный объект съемки четко отделить от заднего плана.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Для этого можно использовать так называемый «закон непрерывности», который хорошо иллюстрирует вот эта фотография Анри Картье-Брессона. Закон непрерывности позволяет художнику создавать на своей картине великолепные арабески с несколькими объектами. Такие арабески так же хорошо демонстрирует вот эта картина Дега.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Еще один способ создания зрительных раздражителей – использование так называемой «наибольшей площади контрастности». Этот способ позволяет направить внимание зрителя к главному объекту картинки, к тому, что автор считает наиболее важным в этой композиции. В качестве примера можно привести вот эту, хотя бы, фотографию Давида Балльмера (David Bellemere).

Миф второй. Правило третей используют только профессионалы

Этот миф про исследуемое нами сегодня правило тоже очень распространен. Для того, чтобы развенчать его, давайте обратимся к одной из фотографий Энни Лейбовиц. Этого фотографа точно уж никто не сможет обвинить в непрофессионализме. Пожалуй, Лейбовиц -  одна из самых пафосных фотографов современности.

Давайте для начала наложим на этот снимок линии по правилу третей и всё тщательно проанализируем.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Энни Лейбовиц.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Как видно из этой схемы, горизонтальная линия каминной полки на этом снимке расположена четко по правилу третей. Стало быть, Лейбовиц руководствуется этим правилом.  Но… Давайте-ка посмотрим повнимательнее на позы моделей. Как же все-таки Энни удалось создать такую великолепную композицию фотографии, если она пользовалась только лишь направляющими вертикальными и горизонтальными линиями? Да, некоторые из моделей на снимке расположены по правилу третей. А что дальше? Куда дальше двигаться? Как нужно расположить руки моделей, их ноги, костюмы, складки платьев? Куда направить взгляд моделей? Вот на этом этапе мы и вводим новое понятие – динамическая симметрия.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вот посмотрите. Это корневой прямоугольник √4 с основной арматурой (если дословно Basic Armature). Две диагональные линии, и четыре перпендикуляра, спущенные к ним из вершин прямоугольника. И этот корневой прямоугольник легко можно разделить на четыре подобных, но меньших по размеру. Это и есть схема динамической симметрии, которую и применила Энни работая над этой фотографией. По своей сути это сеточная система.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

А вот это прямоугольник √1.5 с основной арматурой. В прямоугольнике корня 4 могут поместиться 3.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

А вот так выглядит вся сетка.

Такую сетку можно и нужно использовать при работе над композицией любого изображения на плоскости. Воображаемые вертикальные, горизонтальные и диагональные линии помогут вам создать ритмику, единство всей фотографии.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Стоит сказать, что принцип динамической симметрии точно так же, как и в изображениях на плоскости, работает и в объемном изображении, то есть в скульптуре. Посмотрите вот на эту греческую скульптуру «Лаокон и его сыновья». Она построена четко по схеме динамической симметрии. Но давайте сегодня не будем детально вникать в эту систему. Иначе это займет у нас много времени и мы отвлечемся от главной темы нашего повествования – развенчание мифов о правиле третей.

Миф третий. Правило третей притягивает взгляд к определенной области картинки

Не правда. То есть не совсем это так. Если вы расположите главный объект кадра в одной из точек пересечения третей, но при этом не будете учитывать всё остальное, то это не привлечет внимание зрителя к смысловому центру фотографии. Вот посмотрите на эти снимки Тэвиса. Они наглядно иллюстрируют то, что мы только что сказали.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Теперь давайте вспомним о гештальтпсихологии. Точнее, об одном из ее законов – о законе непрерывности. Этот закон открывает для нас  сразу несколько инструментов, которыми мы сможем пользоваться для того, чтобы создать в кадре динамику и целостность,  так необходимые для того, чтобы глаз зрителя тянулся к нашему произведению. Самой, наибольшей привлекательностью в этом плане является арабеска, считает Тэвис Лиф Гловер.  И сразу иллюстрирует это одной из своих фотографий.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Многие мастера живописи, убежден Тэвис, очень широко используют и использовали  этот криволинейный элемент в своем творчестве. Вот поэтому он советует использовать арабеску и всем тем, кто создает фотографические или живописные работы.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Картина Винсента Ван Гога демонстрирует арабески.

Посмотрите на арабески на полотнах Винсента Ван Гога. Они в них очень хорошо читаются.

Еще один метод, который художники и фотографы используют для того, чтобы создать в своих статичных произведениях эффект движения, называется совпадением. Метод совпадения подразумевает взаимосвязь между двумя сторонами, образуемыми различными элементами изображения, которые создают при этом движение вверх или вниз, вправо или влево.  Но, в отличие от всем известных «ведущих линий», эти линии не сплошные. Они прерывистые. И вообще этот трюк даже можно назвать волшебным. Ведь его применение позволяет нашему разуму легко, без труда, сомкнуть пробелы.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вот посмотрите, хотя бы, на эту картину Караваджо. Обратите внимание на то, как умело художник скрывает линии, применяя закон непрерывности.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Энни Лейбовиц демонстрирует «совпадения».

А вот как умело пользуется законом совпадения Энни Лейбовиц.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

А теперь посмотрите на самое, пожалуй, известное и популярное в мире живописное полотно – Мону Лизу кисти Леонардо да Винчи. И тут художник применил метод совпадений! И вот на этой достаточно сложной по композиции картине Бугро это тоже очень хорошо видно:

Миф четвертый. Правило третей позволяет расположить главный объект съемки не в центре кадра

Ну а кто вам сказал, что если главный объект съемки расположен в геометрическом центре кадра – это плохо, это никуда не годится? Почему мы должны верить этому заявлению?

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Давайте вновь вернемся к гештальтпсихологии. В ней есть такая техника, которую специалисты называют законом симметрии. Ученые его сформулировали примерно так: Человеческий разум постоянно стремится в зрительных стимулах найти баланс.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Исходя из этого, при применении на практике правила третей и размещении главного объекта не в центре кадра, нам будет просто необходимо ввести в кадр второй элемент, которым мы уравновесили бы всю его композицию. Если такого элемента в изображении не будет, то во всей его композиции наступит дисбаланс.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Картина Бугро.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Как считает Тэвис Лиф Гловер, баланс бывает вертикальный (он его называет передышкой - breathing room) и горизонтальный (направление пристального взгляда -  gazing). Фотографу нужно понять, как этими балансами управлять. Это нужно для того, чтобы создавать правильно сбалансированную композицию кадра.

Вот посмотрите на эту картину Бугро. На ней хорошо виден баланс сверху донизу:

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

А это – Дега. Прекрасный баланс слева направо:

А это снимки самого Тэвиса. На них главный объект расположен по центру кадра. Но вертикальный и горизонтальный балансы – согласованы.

«Мне потребовалось несколько лет -  говорит Тэвис – для того, чтобы исправить все недочёты моих композиций, все ошибки, которые я совершал, работая, основываясь на правиле третей. Раньше я всегда размещал объект на той или другой стороне кадра, но не рассматривал всё изображение в целом».

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вот перед вами снимки Тэвиса Лиф Гловера, сделанные им до изучения конструкций и методов гештальтпсихологии.

Миф пятый. Правило третей – основа сбалансированного и интересного кадра

Чуть выше мы рассказали вам о законе симметрии, который затрагивает потребность в надлежащем балансе всей композиции изображения. Но ничего не сказали о том, как правило третей рождает нежелательное негативное пространство.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Представьте, что главный объект снимка мы поместили на одной из воображаемых линий третей, но при этом не стали рассматривать всё изображение в целом. При таком подходе к композиции одна из сторон кадра явно будет выглядеть пустой. В этом месте образуется так называемое «негативное пространство», которое своим присутствием попросту отвлечет внимание зрителя от главного объекта в кадре.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вот посмотрите на этот снимок. Видите, как именно правило третей создает в нем это самое нежелательное негативное пространство! Тем не менее, негативное пространство в некоторых случаях можно удачно использовать. Ну например для того, чтобы создать в фотографии ощущение изоляции главного персонажа, или его одиночество. Но в целом присутствие негативного пространства в композиции – это один из недочетов новичков.

Посмотрите, как для того, чтобы усилить драматизм сюжета, фотограф Грегори Крюдсон использует негативное пространство кадра.

Миф шестой. Правило третей – отличная отправная точка для начинающих фотографов и художников

«По собственному опыту могу сказать – размышляет Тэвис Лиф Гловер – что правило третей завело меня в настоящий тупик. Теперь я твердо уверен: правило третей – это тупиковый путь. А ведь когда-то я считал, что этот метод революционный, хвастался им и его возможностями перед другими фотографами, теми, кто стоит только в начале своего творческого пути».

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вскоре Тэвис понял, что основываясь на правиле третей, он не может правильно скомпоновать кадр.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Сегодня Тэвис Лиф Гловер убежден в том, что сетку динамической симметрии очень легко использовать в работе. Ничуть не сложнее, чем пользоваться правилом третей. Больше того, он считает, что если начинающие фотографы и художники начнут постижение основ своего ремесла не с изучения правила третей, а с изучения сетки динамической симметрии и способов ее применения,  то они смогут легко и грамотно использовать диагональные линии, при помощи которых и создается ритмика в изображении.  Диагонали, доступные в прямоугольнике, ограничивают количество направлений, которые возможно использовать. Тэвис называет эти направления гаммой, которая создает намного более ритмичную композицию кадра.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Посмотрите на это живописное полотно Бугро. Тут очень хорошо видно, как художник создал в своей картине ритм, показав модель на основе сетки динамической симметрии.

Миф седьмой. Правило третей создали художники эпохи Возрождения или греческие художники

Это не так. Впервые о правиле третей было упомянуто в книге Смита (это примерно 1797 год). А если вы поищите картины этого художника, и повнимательнее рассмотрите их, то вы легко поймете, что выдающимся мастером Смит не был.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Великому Леонардо наверняка не понравилось бы, если бы он услышал то, что про него говорят сегодня. А именно, что он великолепный мастер правила третей. На самом деле композиции его замечательных работ – это, прежде всего плод многолетнего обучения, длительных размышлений и годы и годы практики. Ну неужели вот так запросто всё творчество этого гениального мастера можно свести к лишь одному знаменитому правилу третей?

И Леонардо, и мастере Греции использовали в своем творчестве совершенно другие правила и законы. Те же, уже упомянутые сегодня нами, динамическую симметрию, арабески, гаммы, совпадения, а так же золотое сечение, расходящиеся линии, эллипсы, отношение фигура-фон и многие-многие другие методы.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Вот перед вами еще одна из работ Бугро. На ней можно увидеть самые разные композиционные приемы.

Миф восьмой. Глаз человека естественным образом тяготеет к месту пересечения линий

Посмотрите на эту фотографию. Дерево и линия горизонта на ней расположены по особому принципу.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

«Я бы очень хотел – размышляет Тэвис Лиф Гловер – чтобы композиция всех фотографий всегда была бы такой простой. Расположил главный объект снимка в точке пересечения линий – и всё готово. Таким образом фотограф автоматически как бы контролирует взгляд зрителя. Но это только на первый взгляд кажется, что всё очень просто. А вы не задумались тут над тем, что наш глаз тянется прежде всего к области высокого контраста?»

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотография Тэвиса Гловера.

Когда фотограф или художник превращает свой объект в наибольшую площадь контраста, к этому объекту и притягивается в первую очередь глаз зрителя. Причем, этот объект может находиться абсолютно в любой точке фотографии или картины.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Совсем другое дело, когда взгляд зрителя, рассматривающего картину или фотографию, привлекает то, что Тэвис Лиф Гловер называет мерцанием по краям (Edge Flicker). Мерцание по краям -  это присутствие на снимке высококонтрастных элементов, расположенных у самого края кадра. Эти элементы в значительной степени отвлекают внимание зрителя от самого главного на фотографии.

Таким образом, из всего вышесказанного по поводу восьмого мифа можно легко сделать вывод о том, что наличие контраста и чистые края снимка, без всяких отвлекающих элементов, помогут автору работы вести внимание зрителя в нужном направлении, к композиционному и смысловому центру изображения.  

Вот посмотрите на эту картину Уистлера до и после коррекции, сделанной Тэвисом Лиф Гловером.

Миф девятый. Обрезка кадра по правилу третей в процессе постобработки – великолепный способ спасти фотографию

Если композиция снимка организована плохо, если неправильно подобрано освещение, если у снимка вообще плохое техническое качество -  его не спасет ни какая обрезка. Обрезка в данном случае – это путь в тупик или даже вообще дорога в обратном направлении, то есть еще к большему ухудшению фотографии

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

И вообще, как советуют старые и опытные мастера фотоискусства, старайтесь не обрезать фотографии в процессе постобработки. Учитесь правильно строить кадр непосредственно на этапе фотографирования. Плюс ко всему, это еще и техническое качество ваших снимков сохранит на должном уровне.

Да и вообще Тэвис Лиф Гловер всем фотографам настоятельно рекомендует изучать композицию и многочисленные методы гештальтпсихологии. Это позволит  знать, что нужно искать в процессе работы над фотографией, как решать проблемы с привлечением внимания зрителя к смысловому и композиционному центру снимка, и самое главное -  научиться делать все это в процессе съемки, а не после ее.

«Не жертвуйте пикселями, обрезая снимок по правилу третей – советует Тэвис своим молодым коллегам -   Ваше творчество заслуживает намного большего!»

Миф десятый. Сильные точки или золотые точки создают ощущение напряженности в кадре

Как мы сегодня уже выяснили, расположение главного объекта в кадре на линиях третей не создает в фотографии напряженности.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотография Тэвиса Гловера.

Вот посмотрите на этот снимок Тэвиса. Он наглядно демонстрирует, что обрезка не создает напряженности. Давайте в очередной раз обратимся к гештальтпсихологии. На этот раз к методу, который специалисты называют законом близости. Он то и позволит нам понять, как в фотографии можно создать эффект визуального напряжения.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Для этого нам придется вспомнить знаменитую фреску Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.  Изображенных на ней персонажей         явно связывает тесная близость. Но, тем не менее, визуальное напряжение создается за счет того, что они соприкасаются не полностью, их руки разомкнуты. И до контакта не хватает всего нескольких сантиметров, а если во времени – то, возможно, каких-то долей секунды. На фреске изображен момент перед воздействием.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Фотография Тэвиса Гловера.

А теперь посмотрите на эту фотографию. Мужчина на ней находится практически в пределах досягаемости умирающей женщины. Персонажи снимка находятся так близко друг к другу, что у зрителя  возникает невероятное ощущение напряженности.

При использовании в работе закона близости это минимальное расстояние между двумя объектами может превратиться в уже упомянутое нами сегодня негативное пространство, которое и создаст нужное нам напряжение.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Посмотрите, как хорошо и эффектно использует негативное пространство в своем снимке фотограф Грегори Крюдсон. Напряженность, что называется, просто разрывает кадр изнутри.

Выводы

Приемов и методов, помогающих фотографу и художнику создавать великолепные работы, существует великое множество. Тэвис Лиф Гловер советует не замыкаться на правиле третей, просто отказаться от его использования, и всё.

Mnenie_professionala._Tevis_Lif_Glover_o_pravile_tretey

Художник Анри де Тулуз-Лотрек.

«Оставьте его в прошлом! – смело говорит Тэвис – переходите к сетке динамической симметрии. Она очень проста в использовании, но, тем не менее, дает автору намного больше вариантов для всевозможных творческих решений. Помогите мне заставить художников и фотографов забыть правило третей! Помогите донести до всех людей другие, намного лучшие методики построения изображения на плоскости! Ведь единственно правильный путь к совершенству, к настоящему мастерству – это обучение построению грамотной композиции изображения».

На основе материалов с сайта: ipoxstudios.com/

Нажмите ESC чтобы закрыть