Давайте вспомним, какая картинка получается при прямом свете от камеры. На рис. 1 стандартный софтбокс 60х90 расположен прямо над камерой (см. схему 1). При таком положении источника света падающих теней на лице мы, конечно же, не увидим. В нашем примере гипсовая голова обращена вправо - следовательно, мы и лампу будем двигать вправо - ведь нам нужно добиться, чтобы обращенная к камере щека потемнела. Основной вопрос, который необходимо решить - насколько далеко в контровую область задвигать лампу и как высоко она должна стоять. Ответ на этот вопрос может звучать вот как:
1. падающая тень от носа должна смыкаться с собственной тенью щеки и
2. должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз модели
При такой постановке света (ее иногда называют Рембрандтовской) объемы лица проявляются в наиболее живописной форме - см. рис 2. Хочется заметить, что это не единственный способ поставить свет в теневом обороте. Вторая возможность получить красивый свет - поставить лампу так, чтобы падающая тень от носа пряталась в носогубную складку. Тут она уже может не смыкаться с собственной тенью щеки - носогубная складка сама по себе маскирует тень от носа достаточно хорошо. Увы, на нашей гипсовой голове поставить такой свет не получилось - видимой носогубной складки просто нет. В ближайших уроках - там, где мы уже перейдем к работе с живым человеком, - мы обязательно изучим этот вариант светового рисунка по возможности подробно.
Фото 1. Прямой свет от камеры Фото 2. Боковое положение
Схема 1. Схема 2.
Но давайте вернемся к теме нашего занятия - настало время разобраться с заполнением, а, точнее, с контрастом света на голове. Как и в случае со светотональным портретом, мы можем пойти по одному из двух путей - либо получать высококонтрастную, графичную картинку, либо пытаться уложить диапазон яркостей нашего сюжета в классические 5 ступеней. Для того, чтобы получить графичное изображение, достаточно с теневой стороны поставить "негра" или "французский флаг" - матовый черный отражатель. Это может быть фирменный отражатель, а может - просто кусок черной неблестящей ткани. Во многих случаях, правда, не нужен даже и отражатель - если вы работаете с одной лампой в студии, стены которой не белые или светло-серые, то необходимый контраст получится сам собой.
Если наша задача - уложить диапазон яркостей в 5 ступеней, мы должны пользоваться отражателем. Давайте вспомним, что мы работаем с одним осветительным прибором - второй прибор пока в наши правила игры не входит.
Как и в случае со светотональным портретом, наиболее выгодным оказывается передне-боковое положение отражателя - рис. 5. Ни снизу (рис. 3), ни сзади-сбоку (рис. 4) отражатель не создает заплонения. Правда, когда отражатель расположен совсем сзади, он дает неплохой свет на волосы - так называемый классический контровой свет, но красивое изображение можно получить лишь скомбинировав такой свет с белым передне-боковым отражателем. Проще говоря - для начала нужно уложить сюжет в 5 ступеней с помощью передне-бокового отражателя, а уж затем устанавливать второй отражатель сбоку-сзади и искать рисунок контрового света.
Фото 3. Отражатель снизу Фото 4. Отражатель сбоку-сзади Фото 5. Отражатель сбоку-спереди
Схема 3. Схема 4. Схема 5.
Схема 3. Вид сверху Схема 4. Вид сверху Схема 5. Вид сверху
При съемке портрета по схеме теневого оборота возинкает пара проблем. Первая - ухудшение качества изображения из-за того, что свет от лампы попадает в объектив. Конечно, сточник света находится за грницами кадра, но прямой свет все же попадает на переднюю линзу объектива, пусть и под углом. А значит - падает резкость, цветопередача, контраст. Решить эту проблему проще всего с помощью бленды или шейдера. Хотя в профссиональной практике чаще просто ставят большую черную панель, которая заслоняет камеру от прямого света. Вторая проблема вот какая: свет падает на лицо человека довльно под маленьким углом - практически скользит вдоль поверхности. В результате подчеркиваются все неровности кожи, кожа начинает сильно блестеть, становится некрасивой, а портрет в целом - неряшливым, неопрятным. Первый способ дает почти 100%-гарантию, что эта проблема не возинкнет - достаточно "собрать" лицо с помощью тонального крема или хорошей пудры. Это несложная операция, и ей имеет смысл научиться любому портретному фотографу - к сожалению, не всегда под рукой оказывается толковый визажист. Второй способ дает эффект лишь в половине случаев - можно использовать поляризационный фильтр. Но фильтр не срабатывает так же часто, как и срабатывает - поэтому лучше иметь в студии хотя бы элементарную пудреницу...
Автор: Андрей Рогозин
Источник: http://photo-element.ru/