9 принципов работы с естественным светом

Естественный свет – это просто великолепнейший инструмент любого фотографа. Любого. Даже самого малоимущего. Так как инструмент этот не нужно покупать в магазине. Он совершенно бесплатный. Так сказать, бери и пользуйся. Если человек, считающий себя фотографом, не знает основных принципов и правил работы с естественным освещением, в работе ему не помогут даже самые совершенный и дорогие фотовспышки.

Если вы уверены в  том, что уже умеете прекрасно снимать только при помощи хорошей зеркальной фотокамеры и дорогого объектива, что, обладая этим комплектом, вы  сможете получать превосходные фотографии -  можете на этом месте прекратить чтение данной статьи. Она написана не для вас. Она написана для тех, кто уже понял, что без понимания главных принципов работы со светом настоящим, хорошим фотографом стать просто невозможно.

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Ну вот, а теперь давайте перейдем, наконец, к главному. Непосредственно к описанию принципов работы со светом.

Принцип первый. Внимательно следите за тем, как меняется естественный солнечный свет

Свет, исходящий от нашего основного источника естественного света, от солнца, в течение дня постоянно изменяется. Посмотрите, хотя бы, вот на эти фотографии.  Все они сделаны практически с одной и той же точки. Но – в разное время суток. Первая – в сумерках, вторая – на восходе солнца, и третья – в полдень. Вам непонятна разница? Тогда почитайте поподробнее о характеристиках естественного света в какой-нибудь другой статье. Или даже обратитесь к более солидным источникам информации о солнечном свете. Если фотограф понимает свойства естественного света, то он всегда сможет без особого труда легко предположить, в какое время суток как будет выглядеть тот или иной ландшафт, та или иная сцена, в какой именно момент этот объект будет смотреться наиболее привлекательным. А все это означает как раз то, что этот фотограф сможет вернуться к съемке этого сюжета в то время, когда естественное освещение будет наиболее выгодным для него. 

Принцип второй. Не бывает «плохого света» и «хорошего света»

Некоторые фотографы непонятно почему считают, что хорошим свет бывает только лишь в так называемое «режимное время», то есть незадолго до заката солнца  и вскоре после его восхода.  Эти фотографы предлагают всем снимать именно в эти часы, использовать в работе только  свет «режимного времени». Жесткий полуденный естественный свет они считают совершенно неподходящим для фотографирования. Но это совершенно не так. Эти люди глубоко ошибаются. Свет лишь ограничивает творческие возможности автора, но, ни в коем случае не требует чтобы тот  в то или иное время зачехлял фотоаппарат.

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Конечно же, утренний или вечерний солнечный свет с его мягкими, золотистыми оттенками, нежными переходами и красивыми полутенями очень хорошо подходит для съемки пейзажей.  Да и во многих  других случаях, когда нужно передать красоту человека или просто места, в котором вы снимаете, он просто незаменим. Но отнюдь не каждый сюжет может нести в себе такой смысл! Не везде важна красота и эстетичность! Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Его автор очень хотел показать зрителю, как тяжел и труден ручной труд под лучами палящего южного солнца. Если бы фотография была сделана утром или вечером, то она выглядела бы неправдоподобно романтичной.

Принцип третий. За светом нужно наблюдать

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Настоятельно рекомендуем вам ежедневно, не пропуская ни одного дня, наблюдать за светом. Даже если вы сегодня не намереваетесь ничего фотографировать, даже если вообще не взяли с собой    фотоаппарат – наблюдайте. Это вам всегда пригодится.

Наблюдайте не только за самим солнечным светом, но и за тем, как этот свет взаимодействует с другими предметами. С капельками воды, с листьями деревьев, с частичками пыли в воздухе…

Повнимательнее присмотритесь и к тому, как меняются свет и тень во время вашего перемещения из одной точки в другую.

Внимательно разглядывайте, анализируйте  и изучайте работы старых мастеров фотографии и выдающихся фотографов современности. Перенимайте у них опыт, разгадывайте их загадки. Пытайтесь понять, как, в каких условиях был сделан тот или иной понравившийся вам снимок.

Чем больше вы будете наблюдать, тем проще непосредственно во время работы вам будет понять тот или иной вид освещения и научиться использовать его в своей практике. Пример тому – вот эта фотография. Если бы автор этой работы ничего не знал о свойствах света в подобных условиях, то не добился бы желаемого эффекта, и фотография получилась бы скучной и совершенно неинтересной. Фотограф, сделавший этот поистине великолепный снимок, прекрасно знал, что свет, попадающий в полутемное помещение под таким низким углом, в сочетании с дымом позволяет получить на изображении именно такие эффектные, живописные и  красивые лучи. В данном конкретном случае свет в помещение проникает через узкий дверной проем. По словам автора снимка, дверь в помещение была до этого широко открыта, но он намеренно больше чем до половины прикрыл ее, оставив практически лишь небольшую щель. И вот вам результат.

Принцип четвертый. Ставьте эксперименты!

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Если вас заинтересовало что-то в освещении конкретного места – сфотографируйте. Сфотографируйте хотя бы для того, чтобы реально, на практике увидеть, как это конкретное место при этом конкретном освещении будет смотреться на фотографии.

Независимо от того, как часто вы будете наблюдать за естественным освещением, как много о свете вы узнаете из статей в интернете и умных книжек, чтобы понять, как работает свет в фотографии -  нужно фотографировать. Но предупредим сразу: от опытов и экспериментов не стоит ждать шедевров! Опыты нужны лишь для понимания того, как тот или иной вид естественного освещения ведет себя в реальной  практике. Взять, хотя бы, вот этот снимок. Видите, какой красивый контровой свет на нем! Автор фотографии тоже увидел это, а так же он увидел, как интересно падает свет и из-за его собственной  спины. Этот свет освещает лица сидящих у стены людей. Фотограф сделал несколько кадров с разными вариантами экспозиции, и один из этих снимков получился очень удачным.

Принцип пятый. Экспозицию нужно выбирать с учетом того, что в последующем вы будете обрабатывать снимок на компьютере

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Ваш фотоаппарат может быть самым дорогим, самым, как сейчас говорят, навороченным, но далеко не все сюжеты, которые вы захотите сфотографировать, будут умещаться в его динамический диапазон. Практически в любой ситуации даже опытному фотографу приходится всегда  жертвовать либо светами, либо тенями. Очень часто эти жертвы совсем несложно компенсировать при постобработке изображения на компьютере в любом из ныне существующих графических редакторов. Вот поэтому уже при съемке нужно думать о том, как вы будете обрабатывать снимок впоследствии.

Посмотрите вот на эту фотографию. Оригинал ее явно был недоэкспонирован. Обратите внимание в первую очередь на фигуры людей и их лица. Эти участки изображения достаточно темные. А вот если бы при съемке экспозиция была бы выставлена по фигурам людей, то явно пересвеченным стало бы небо. А исправить это даже в Фотошопе сможет далеко не каждый специалист. Но вот зато осветлить недоэкспонированный кадр намного проще при помощи практически любого, даже самого простейшего графического редактора, применив функцию осветления темных областей изображения.

Принцип шестой. Всегда дожидайтесь нужного освещения!

9_printsipov_raboty_s_estestvennym_svetom

Дождаться нужного для вас освещения – это самый простой способ контролировать естественный свет. Хотя у него есть и существенный недостаток: он  весьма затратен по времени. Для того, чтобы наступил нужный момент, вам, возможно, придется ждать несколько минут (например, когда солнце выйдет из-за облаков), может быть, несколько часов (ну, скажем, рассвета или заката солнца), а может даже и гораздо дольше: несколько недель или даже месяцев, когда сложится всё так, как вам надо, как вы и задумали: раннее утро, весна, горы и подснежники. И соответствующее моменту освещение.

Вот эта фотография была сделана опытным фотографом. Он очень долго наблюдал за этим местом, присматривался к освещению в разное время года и разное время суток, к природным явлениям, к ландшафту… А на съемку приехал уже подготовленным. Он знал, что утро тут очень часто бывает туманным, причем, происходит это именно незадолго до восхода. Но как только солнце поднимается  из-за горизонта, туман быстро рассеивался. Так что показанное на снимке состояние природы длилось всего лишь несколько минут, не больше двух-трех. Фотограф рассчитал, учел все это и прибыл на съемку именно в это время. И – вот то, что получилось в итоге всей этой работы, перед вашими глазами. Нам кажется, снимок очень хороший.

Принцип седьмой. Используйте в работе рассеянный свет

Самостоятельно сделать естественное освещение рассеянным не сможет ни один фотограф в мире. Ведь источник естественного освещения – это солнце. И повлиять на него, «скорректировать» его работу человек просто не в силах. Но, тем не менее, кое-какие выходы из положения все же можно найти. Один из самых простых способов получить рассеянный естественный свет – это контролировать  положение фотокамеры относительно снимаемого объекта и относительно источника света, то есть, солнца. Ну, скажем, при съемке портрета фотографируемого человека можно попросить пройти в тень. В тени свет всегда бывает мягким и рассеянным. Если вы снимаете на открытом воздухе какие-то не очень большие предметы – их тоже лучше перенести в тень.

В качестве примера можно привести вот эту фотографию. Она была сделана в яркий солнечный день. Прямой солнечный свет был в это время очень жестким (а в южных широтах, где, как вы наверняка  догадались, и был сделан снимок, он жесток и ярок особенно). При таком свете детские лица стали бы просто грубыми. Вот поэтому автор снимка и попросил своих маленьких моделей пройти в тень их собственного дома.

Влиять на естественное освещение можно так же и нехитрыми приспособлениями, а именно – отражателями и рассеивателями. Естественный свет, скорректированный этими приспособлениями, будет очень похож на солнечный свет в тени. К тому же, отражатель и расеиватель всегда могут находиться  под рукой. Ну, а если настоящего отражателя у вас вдруг по каким-то причинам с собой не оказалось, в его качестве, например, при съемке портрета можно использовать любую светлую поверхность. Отражателем может послужить лоскуток светлой ткани или лист светлой бумаги. Подойдет даже самая обыкновенная газета, купленная в газетном киоске, расположенном за углом неподалеку. А еще можно попросить «поработать отражателем» человека в светлой одежде – нужно лишь правильно его расположить относительно портретируемого. Отражателем может поработать и светлая стена дома. Вариантов тут масса. Ну, а если вы снимаете портрет при естественном освещении в комнате – количество света и его состояние можно легко регулировать при помощи штор на окнах.

Конечно, так можно поступить далеко не всегда. Рассеять естественный солнечный  свет при  съемке пейзажа или при съемке архитектурных объектов и памятников просто невозможно. Тут вам придется жать милости у природы:  пока на небо понабегут облачка… Или приходите на съемку на закате или рассвете.

Принцип восьмой. Учитывайте направление света

Способами, описанными нами в предыдущем пункте статьи, в процессе фотосъемки можно контролировать так же  и направление естественного света. Можно перемещать объект съемки относительно источника света, а можно в этих же направлениях  перемещаться самому фотографу. Короче, при съемке портрета, например, фотографируемого человека нужно располагать относительно солнышка так, чтобы светотеневой рисунок, образующийся на его лице, устраивал бы вас. То же самое можно делать и в комнате, работая над портретом без использования искусственного освещения.

Вот вам очень хороший пример такого контроля  фотографа над светом. Для того, чтобы создать на фотографии силуэтное изображение, он просто-напросто встал четко напротив источника света, солнца. Другими словами, расположил объект съемки так, чтобы он находился между фотокамерой и источником света. Таким образом, он получил прекрасный контровой свет. А если бы он встал спиной к солнцу – освещение было бы совершенно другим. По-другому выглядел бы и сам снимок.

Существует очень много способов для того, чтобы при съемке при естественном освещении изменить направление света. Большинство из этих способов зависят  от того, где расположен фотограф и где расположен объект съемки. Вот вам еще один пример очень хорошей наблюдательности автора этой фотографии. Обратите внимание на ореол вокруг фигур этой колоритной старушки и ее коровы. Как же фотографу удалось добиться такого интересного эффекта? Оказывается, сделать это было совсем несложно. Просто фотографировать нужно было под особым углом – так, чтобы солнце освещало конкретно эти объекты сзади и немного со стороны.

А вот на этой фотографии очень хорошо проиллюстрировано то, как фотограф контролирует направление света при съемке при естественном освещении в помещении. Самый простой способ в этом случае – расположить портретируемого так, чтобы он находился как можно ближе к источнику света. В данной ситуации автор попросил модель встать поближе к открытой двери. Видите, какой великолепный получился результат? А ведь в комнате при съемке было далеко не очень светло! В таких условиях естественное освещение создает на фотографии очень интересные переходы от темных тонов к тонам светлым. А это очень хорошо придает объем любым объектам, которые мы фотографируем.

Как мы уже говорили выше, горы и здания двигаться не умеют. Зато в постоянном, непрерывном движении вокруг Солнца находится наша с вами планета – Земля. Так что, для того, чтобы эффектно сфотографировать такие объекты - ждите, пока Земля  вместе с заинтересовавшей  вас красивой горой или великолепным старинным замком повернется к источнику света так, как вам нужно. Или, опять же, ждите облаков…

Принцип девятый. Пробуйте отражать свет

Как известно, свет отражается от самых разных поверхностей. Способов отразить свет, как мы сегодня уже говорили, множество. Один из самых простых и самых эффектных способов отразить естественный (да и любой другой) свет – это использовать в работе отражатель, или, как его еще называют, лайт-диск. Именно с помощью такого отражателя и была сделана вот эта фотография. Ее автор рассказывает, что в помещении, где он снимал, свет был очень рассеянным и делал лица людей чересчур плоскими и блеклыми. Для того, чтобы «оживить» картинку, автор применил лайт-диск.

При работе с лайт-диском лучи солнца отражаются от поверхности этого отражателя и перенаправляются фотографом или его ассистентом непосредственно на объект съемки. Если объект съемки располагается в тени, там, где свет обычно бывает особенно рассеянным, эффект, создаваемый отражателем, становится намного заметнее. В этом конкретном случае, рассказывает автор фотографии, в работе ему помогал друг, который с лайт-диском стоял примерно в пяти метрах от фотографируемого человека и располагал этот отражатель таким образом, чтобы солнечные лучи падали именно на него. После этого друзья попробовали подсветить при помощи этого нехитрого приспособления только лишь лицо модели.

Как мы уже говорили, отражатели могут быть, так сказать, и природными, естественными. Практически любая достаточно ровная поверхность в той или иной степени может отражать свет. В роли отражателя могут выступить водная гладь реки, озера или моря, снег на земле, и даже песок. В городе отражателем может поработать асфальт или стены домов.

Принцип десятый. Источников естественного света может быть несколько. Ищите их!

Да-да! Не удивляйтесь! Хоть светило у нас с вами на всех только одно – солнышко, но источников естественного света одновременно  может быть несколько. Такое обычно можно наблюдать в закрытых помещениях. Источниками света в этих условиях служат окна и дверные проемы. Ведь, как правило, хотя бы окон практически в любой комнате бывает несколько. Да и дверь может быть не одна. А в некоторых помещениях и потолки бывают прозрачными.

Посмотрите вот на эту замечательную фотографию. Человек в белых одеждах находится в каком-то непривычном для нас с вами помещении и освещен контровым светом, идущим из какого-то проема. О том, что свет в данном случае контровой, говорит ореол, образующийся  вокруг его фигуры. Но и черты лица этого человека достаточно хорошо различимы! Из всего этого легко сделать вывод, что фотографируемый был освещен как минимум двумя источниками света. Один располагался сзади него, а второй – напротив него.

Примерно в таких же условиях был сделан и вот этот снимок. Окно в левой части кадра  служит здесь основным источником естественного света в этом помещении. Именно свет из этого окна и создает такой красивый переход от светлых тонов к тонам темным. Вот почему все располагающиеся в комнате объекты и выглядят такими объемными и фактурными. А за спиной фотографа находится еще одно окно. Но, по словам автора фотографии, он специально занавесил его. Сделано это было для того чтобы свет,  идущий из него, стал бы рассеянным, и сыграл роль так называемого заполняющего освещения, то есть света для подсветки теней.

Ну, и несколько слов как итог всего вышесказанного

Завершая эту статью, хочется напомнить вам о том, о чем мы говорили сегодня в самом начале. А именно о том, что естественное освещение – это всего лишь инструмент в руках фотографа, не более того. Не нужно ставить перед собой цель фотографировать только лишь «красивый свет». Свет должен быть основой для вашего  фотографического творчества, для всех сюжетов, которые вы фотографируете. И лучшее, что вы сможете сделать для того, чтобы ваши работы стали бы лучше – это фотографировать, фотографировать и фотографировать. Как говорил один старый фотограф: «Чтобы научиться фотографировать, нужно фотографировать». Снимайте же как можно больше и применяйте наши советы в своей практике.

Нажмите ESC чтобы закрыть