Ищем объекты для макросъемки! Продолжение.

             Компактные камеры против зеркальных

Многие цифровые камеры так называемого компактного класса прекрасно подходят для крупноплановой и съемки, причем без каких-либо дополнительных приспособлений. Цифровые камеры часто имеют специальный макрорежим. Он включается автоматически или вручную. Когда снимаемый объект находится в десятках сантиметров от объектива, в настройках этот режим традиционно обозначается пиктограммой в виде цветка. Именно с включения данной встроенной опции и стоит начинать занятия макросъемкой. У некоторых современных цифровых компактов (Nikon, Sony, Ricoh) макрорежим позволяет вести съемку объектов буквально с одного сантиметра! Ясное дело, что никакие дополнительные макроприспособления тут уже не потребуются, кроме, конечно, штатива и отражателей (осветить объект при столь близко расположенном объективе будет непросто).

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Если же ваша камера не обладает такими макроталантами, то шанс для творческого самовыражения предоставят специальные макронасадки на штатный объектив. Выбор подобных насадок велик: есть накручиваемые на объектив и надеваемые наподобие светофильтра (например, выпускаемые под маркой Cokin). Некоторые камеры компактного класса предусматривают установку стандартных резьбовых светофильтров, что значительно упрощает выбор. В случае отсутствия подобной возможности допустимо закрепить насадку любыми подручными средствами. Даже скотч прекрасно подойдет.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Увеличительный эффект достигается за счет уменьшения фокусного расстояния системы объектив/насадка и сокращения дистанции съемки. Преимущество использования макронасадок — в отсутствии проблем с экспозицией. Вы вполне можете положиться на автоматику камеры. И хотя работу с любой насадкой сопровождает некоторая потеря качества, на практике оно остается более чем приемлемым. Для наилучших результатов рекомендуем снимать с минимальным значением диафрагмы. Конечно, придется позаботиться о достаточном освещении, но если вы сможете выставить хотя бы f/11, проблемы с четкостью и ограниченной глубиной резкости будут минимальными.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Крупный план зеркальной камеры. 
Преимущества зеркальных камер со сменными объективами перед компактами заключаются в первую очередь в завидной "приспособляемости" к различным условиям съемки. К примеру, современные объективы со встроенным зумом обладают большими возможностями для крупноплановой съемки. На 35-мм пленке можно получить изображение в масштабе до 1:4, а цифровые зеркальные камеры (в силу меньшего размера матрицы), как правило, дают еще 1.6-кратный прирост увеличения.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Но если вы хотите добиться еще большего увеличения, придется потратиться на дополнительные принадлежности. И лучшим вариантом для начала будет приобретение подходящей насадки на объектив, представляющей из себя положительную линзу. Они недороги, легко монтируются, а результаты съемки вас непременно порадуют.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Другая возможность превратить свой объектив в "увеличитель" придется по душе самым экономным. Можно купить инвертирующее кольцо и просто перевернуть объектив на 180 градусов. Такой метод дает отличные по качеству результаты. Со стандартным зум-объективом вы получите диапазон увеличительных возможностей от половинного масштаба до двукратного по отношению к исходному размеру.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Удлинительные кольца в виде полой трубки, устанавливаемые между камерой и объективом, также помогают поднять коэффициент увеличения. Обычно в продаже предлагаются кольца трех типоразмеров, так что вы получаете широкое поле для экспериментов. Степень увеличения можно вычислить делением длины насадки на фокусное расстояние объектива. Так, в исполнении 50-миллиметрового объектива с 52-мм удлинителем, полученным из двух насадок 21 и 31 мм, изображение будет получаться в естественных размерах, в масштабе 1:1.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Ультимативным дополнением к багажу энтузиаста макросъемки назовем насадку-мех с переменной длиной. Она позволяет отодвигать объектив от камеры на расстояние до 130 мм, что означает увеличение в 2.6 раз от естественного размера при 50-мм фокусном расстоянии объектива. Такое выдвижение объектива требует значительного увеличения экспозиции, поэтому штатив или вспышка здесь обязательны.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Освещение крупного плана
Как только вы начнете снимать макромир, одной из первостепенных проблем станет освещение. Часто фотографы в погоне за максимальным увеличением концентрируют все внимание на камере и объективе и создают нездоровую суету вокруг объекта, заслоняя его от внешних источников света. Но, к счастью, есть много способов решить эту проблему.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Один из них состоит в том, чтобы продумать свое оснащение и избежать необходимости подносить камеру слишком близко к снимаемому объекту. Различные насадки и прочее рассмотренное выше специальное оборудование с точки зрения организации правильного освещения предпочтительнее, нежели работа со стандартным зумом. Кроме того, подумайте о том, как направить свет на объект. Если полуденное солнце светит вам в спину, вы, скорее всего, перекроете его собой, и объект окажется в густой тени. Здесь можно лишь порекомендовать снимать утром или вечером. Встаньте так, чтобы снимать против света или под углом к нему, и тогда у вас будет меньше проблем.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Чтобы самостоятельно повлиять на ситуацию, особенно когда освещение высококонтрастное, воспользуйтесь отражающими экранами для подсветки теней и выделения переднего плана. Поскольку наши модели малы, необходимости в специальной светотехнике нет — достаточно грамотно расставить небольшие отражатели. Для первых опытов подойдет обычный экран белого цвета. Рекомендуем также попробовать поработать с экранами серебряного и золотистого цвета. Наконец, черный отражатель может пригодиться для поглощения света, когда требуется создать тень. А для более полной заливки светом нашей микросцены очень кстати придутся карманные зеркальца или косметические зеркала на подставках.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Пользуемся вспышкой
Один из лучших способов осветить объект при съемке крупным планом — использование внешней вспышки. Она достаточно надежна и позволяет многократно воссоздавать одинаковые условия освещения. Особенно вспышка полезна, когда снимается, например, какой-нибудь непрерывно копошащийся жук. Причем мощность вспышки не так уж важна — даже слабенькая позволит значительно закрыть диафрагму и добиться большей глубины резкости.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


К сожалению, встроенные вспышки для нашей цели подходят плохо, вернее, не годятся вовсе. Они рассчитаны на съемку с дистанции хотя бы в один метр. При использовании макрорежима некоторые камеры даже блокируют вспышку, но если вы и включите ее принудительно, ничего кроме бликов и заливки всей картинки белым цветом вы, скорее всего, не получите. Есть, конечно, исключения — камеры бывают разные — и, может быть, вам удастся воспользоваться встроенной вспышкой.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Но скорее всего, придется купить внешнюю. О прямом освещении при установке ее непосредственно на камеру, конечно, не может быть и речи. Поднимите „голову" вспышки под углом 45 градусов, и объект съемки будет мягко освещен светом, отраженным от нижней поверхности предварительно установленного рассеивателя (можно использовать обычный кусок бумаги).

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


 

Другой вариант — снять вспышку с камеры и расположить ее в произвольном месте под нужным углом. Для этого потребуется купить синхрошнур с переходником под „горячее гнездо". Или, для профессионального результата, поместите две вспышки на специальном штативе для макросъемки. Этот прием особенно хорош, когда сочетаются две вспышки разной мощности — одна в качестве главного источника света, ее можно отвернуть в сторону или направить в потолок, а вторая — для подсветки переднего плана.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Если вы работаете со вспышкой в ручном режиме, то наверняка придется регулировать мощность до дробных значений — 1/2, 1/4, 1/8, дабы выставить требуемую диафрагму. Если же вы используете вспышку в TTL-режиме, можно доверить определение экспозиции автоматике камеры. Но учтите, что датчики имеют ограниченную скорость реакции, и это нередко приводит к ошибкам. Ну и, конечно, не забывайте о главном преимуществе цифровых камер — возможности экспериментировать и удалять не понравившиеся кадры сразу же, во время съемки.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Правильная фокусировка. 
Для получения четкого кадра нужно быть предельно точным при настройке фокуса: отклонение всего на несколько миллиметров чревато размытием главного объекта в кадре. Помещаем объект в центр кадра и пользуемся автофокусировкой — этот нехитрый способ в большинстве случаев срабатывает. Но когда вы хотите сделать четкой область, находящуюся не в центре, или если объект, подлежащий четкой передаче, имеет объемную форму (тот же цветок или насекомое), почти наверняка придется перейти на ручное управление фокусом.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Если при работе с зеркалкой результат ручной фокусировки не радует, в первую очередь стоит проверить собственное зрение и подобрать новые очки или поставить диоптрическую насадку на видоискатель, если его собственной диоптрийной коррекции оказалось недостаточно. В любом случае, обратите внимание на то, чтобы камера была параллельна объекту съемки — перекосы приведут к тому, что часть объекта окажется не в фокусе вне зависимости от ваших стараний.
Когда вы будете рассматривать результат на ЖК-экране камеры, не поленитесь увеличить кадр. Очень часто нечеткие снимки в уменьшенном масштабе не вызывают подозрений в нечеткости.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Максимум глубины резкости
Чем ближе вы подходите к объекту съемки, тем скромнее становится глубина резкости, а когда вы делаете снимок в реальном масштабе 1:1, глубина может ограничиться несколькими миллиметрами. Но, как и во всех остальных случаях, при макросъемке глубина резкости зависит не только от масштаба, но и от величины диафрагмы. Чем меньше диаметр диафрагмы, тем большей будет глубина резкости.

Ishchem_obekty_dlya_makrosemki!_Prodolzhenie.


Для обеспечения хорошей четкости кадра с той же бабочкой или цветком необходима диафрагма, по крайней мере, f/11, а лучше f/16 или f/22, если эти значения есть у диафрагм

Нажмите ESC чтобы закрыть