Ритм в фотографии

Ritm_v_fotografii

В этой статье мы поговорим о ритме. Здесь будет дано понятие  ритма и рассказано о его роли при формировании композиции и художественного смысла фотографии. Описан главный способ получения ритма и основные ошибки при использовании ритма. Так же мы затронем роль ритма в передаче динамики кадра. 

Понятие ритма

Если фотограф ставит перед собой задачу организовать в кадре тона и линии, то особое внимание следует уделить их ритмическому распределению. Нужно уточнить, что в произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких-либо композиционных элементов. То есть, для ритма важно, как эти элементы повторяются, а также их порядок и сочетание. Чтобы подчеркнуть важность ритма, можно отметить, что у всех снимков с неудачной композицией ритмическое начало отсутствует полностью. А для выразительных снимков, наоборот, характерно наличие ритмических повторов композиционных элементов. Ритм одновременно является и элементом общей композиции снимка, и одним из средств, помогающих достичь ясности формы и оригинальность воплощения темы.
Чтобы в кадре присутствовала ритмичность, необязательно применять сложные приёмы. Ведь ритм имеется непосредственно в жизни. Так в природе всегда можно встретить ритмические повороты: рисунок лепестков цветка, линейные повторы волн, складки песков в пустыне… Таким образом, отыскав подобные рисунки в жизни, можно взять их за основу ритмического композиционного построения снимка. Более того, если ритмы были взяты из жизни, то фотографии получатся не только нарядными, благодаря их линейному рисунку, но и жизненно правдивыми, что даст зрителю возможность получить точные ассоциации. При этом необязательно, чтобы ритм присутствовал на всей плоскости фотографического изображения. Многие фотографы прибегают к сопоставлению изобразительных начал, грамотно сочетая в одном кадре как статичность, так и динамику.
Тем не менее, неумелое использование такого инструмента как ритм может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Может случиться так, что картинная плоскость с геометрической точностью делится каким-нибудь красивым орнаментом, а сам снимок глубокого впечатления не оставляет. Сухая схема не должна подменять достоверный рассказ о жизни. Следовательно, во избежание подобных ошибок, нужно не допускать, чтобы подчёркнутый узор и внешний рисунок становились некой самоцелью, оттесняя на дальний план картину действительности.
В заключение можно сказать, с помощью ритмичного рисунка у фотографа есть хорошая возможность чётко выделить мысль, а зритель, в свою очередь, может с лёгкостью читать изображение, понимая творческий смысл, который был заложен автором.

Ritm_v_fotografii

Роль ритма в передаче динамики кадра

Хотя в большинстве случаев применение ритмичности в изображении приводит к тому, что рисунок кадра становится особо устойчивым и статичным, возможно передавать и движение, используя при этом специальный приём.
Этот приём заключается в преднамеренном нарушении ритма, которое указывает на то, что в кадре имело место какое-то особое смещение (например, один из объектов съёмки переместился в пространстве кадра). Подобный приём имеет тот же принцип, что и нарушение равновесия, которое придаёт изображению особую динамичность.
Стоит отметить, что применение ритма не единственный метод, существующий для передачи движения. Так, например, часто главным и единственным элементом композиции является быстро меняющий своё положение объект, а детали фона умышленно делают не резкими и смазанными, тем самым уводя внимание зрителя. Воспроизведённая характерная фаза движения поможет сохранить для зрителя естественную ритмичность движения объекта. При этом сопоставление и чередование элементов (ритм линий и тонов) полностью отсутствуют.

Источник: a-photo.net

Нажмите ESC чтобы закрыть