Пейзаж – это некое таинство. Он есть - и его нет. Подобно миражу. Для того, чтобы снять чудесный пейзаж, не всегда даже нужен изначально красивый ландшафт, достаточно красивого состояния. В этом я убеждался много раз. Очень многих пейзажистов тянет на съёмку в новые места, и чем дальше, тем лучше. Это вполне объяснимо. Природа человека такова, что его всё время тянет к новому, неизведанному. А где его искать? Ну, уж конечно не рядом с домом, а где-нибудь в труднодоступных местах. Признаться честно, я и сам такой. Люблю поснимать в новых местах, так проще найти что-то новенькое для себя. На планете очень много прекрасных мест и, конечно, хочется увидеть и снять это всё самому, но в таком случае надо быть Господом, или, как минимум, – богатым американцем. Поэтому стоит спуститься на землю, на свою землю, и - прислушаться, приглядеться, подождать. Может и здесь найдётся, что-нибудь новенькое.
Если попробовать определить разницу между этими двумя подходами, то получается любопытный вывод. Когда фотограф разъезжает в поисках пейзажей по странам или даже по одной стране, а она у нас немаленькая, то он развивает свой творческий потенциал вширь, можно сказать, – расширяет кругозор. Когда же - в пределах нескольких легко досягаемых районов, то его творческий потенциал развивается вглубь.
На одном месте можно снять большое количество очень разнообразных пейзажей, но я хочу ещё больше сузить круг, утверждая, что даже один и тот же сюжет может нести совершенно разный настрой и являть новые образы. Так что если следить за жизнью этого сюжета природы почаще, то у вас будут шансы увидеть чудо и прикоснуться к прекрасному. К сожалению, даже самые доступные места (по разным причинам) оказываются доступны нам не всегда, когда хотелось бы. А это значит, что многие чудеса проходят без нас, что, в свою очередь, накапливает в нас несбывшиеся мечты о чуде. Кстати, очень многое снять не удаётся, хотя удаётся увидеть, и это тоже вносит свой вклад в копилку нереализованных чудес. Естественно возникает вопрос, о каких чудесах я тут говорю. О тех, которые творит световоздушная среда. Ведь в типичный летний, солнечный день даже самый красивый ландшафт будет скучным, так как в природе ничего не происходит, а освещение плоское. Иногда, правда, даже в такой ситуации можно сделать достойную картинку, если снимать не сам скучный ландшафт, а, скажем, квинтэссенцию солнечного дня. Другое дело, если поднялся ветер, или пошёл дождь либо снег, или поплыл утренний или вечерний туман и так далее, - всего не перечтёшь. Тогда ландшафт может измениться до неузнаваемости, а ведь это всё так быстротечно, и, если вы успели построить выразительную композицию и правильно снять, то этот миг кому-то покажется моментом истины или сказкой. Разве это не чудо? А ведь кто-то подумает, что там так прекрасно, что работы фотографа здесь вообще нет. Он же просто пришёл и нажал на кнопку. Забудут при этом что то, что они видят, было всего пару минут, а то и пару секунд. Да, по большому счёту, этого и не было. Ведь это выборка фотографа из пространства и времени с последующим преобразованием выбранными техническими средствами.
Сюжет, который я представляю в этой статье, я снимаю уже седьмой год, правда не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, даже то, что имеется, многовато для одной статьи, поэтому покажу выборочно.
Время чернотропа.
Июньский туман.
Озимые зацвели.
Под покрывалом.
Жёлтый восход.
Кудрявый туман.
Июньская сказка.
Ветер на закате. Апрель.
Майский вечер.
Тревожный восход.
Восход перед дождём.
Ландшафт этот сам по себе очень живописен и, разумеется, я в нём снимаю не только этот сюжет - но это уже другой разговор, выходящий за рамки обозначенной темы. У каждого серьёзного пейзажиста есть много пристреленных точек, и у каждого на то свои причины. Лично я каждый раз, выезжая на съёмку, жду творческих открытий на, казалось бы, хорошо мне известных местах. Иногда не то, что снимать, даже камеру на штатив не ставлю в тех местах, где когда - то передо мной разворачивали свои баталии силы стихии. Иногда не успеваю отработать большую часть того, что мне предлагает природа на выбор. Ведь бывает, что делаешь пять шагов в сторону - и попадаешь в другой мир, и, пока ты его снимаешь, с какого-нибудь бока от тебя происходит что-то ещё более интересное. Но камера уже настроена на другой сюжет, который тоже постоянно меняется, и его нужно зафиксировать только в оптимальный момент, для максимальной выразительности витающего в собственных глубинах образа. А ведь образ этот не устойчив и, - грозится вообще исчезнуть. Вот так и оказываешься внутри природы, живёшь и чувствуешь вместе с ней - и очень хочется этим с кем-то поделиться. Но, как правило, не с кем.
При съёмке пейзажа я никогда не использую эффекты, противоречащие действительности, так как подобные картинки я принимаю не за пейзаж, а скорее за театральное действо с пейзажными декорациями. Это, конечно, замечательно, если сделано с любовью и талантом, но к пейзажу имеет примерно такое же отношение, как кирпич - к глине. Технические методы, используемые при съёмке и постобработке изображения, нацеленные на изменение действительности или на художественное обобщение, но не противоречащие восприятию картинки как нерукотворной действительности, считаю необходимыми в арсенале и частенько применяю. Можно, конечно, спорить о том, что противоречит, а что - нет, но это не главное. Главное здесь то, что у этих двух подходов принципиально разная жизненная позиция: одни фотографы стремятся найти и показать зрителю прекрасное, рождённое самой природой, а другие совершенствуются в преподнесении природы, как объекта для реализации своих фантазий.
В предоставленных выше вариантах одного сюжета хорошо видно, что, не смотря на то, что он один и тот же, то есть камера стояла приблизительно на одном месте и смотрела в одном направлении, композиции всё же разные и образы тоже. А теперь представьте, сколько их ещё может быть. Есть чего ждать. Хотя, признаюсь, были моменты, когда казалось, что ждать особо и нечего и надо искать новые места для совершенно других фотографий, тем более, что я снимаю в большей мере для календарей, а там тонкостей не видят, и уж тем более не в состоянии отличить шедевр от проходящей картинки. Главное для заказчика - чтобы было красиво, сочно и жизнерадостно. Если ориентироваться на потребителя, то легко превращаешься в ремесленника – а это совсем не интересно. Для того, чтобы творить, нужно чувствовать, что предлагает природа, предвидеть, по возможности, её перемены, и улавливать, чем это всё отзовётся в собственной душе, а не носиться по разным областям и странам. Достаточно пристреляться на паре десятков местечек, и этого хватит на всю жизнь. Да ведь и места эти не остаются одинаковыми. Какие-то деревья выросли и закрыли красивый вид, или наоборот создали его. Какие-то спилили мужики, которым невдомёк, что они испортили пейзаж. Где-то “Электросети” провели линию электропередач, навсегда перечеркнув ландшафт, а где-то дорога заросла так, что не захочешь марать машину, чтобы добраться до точки съёмки. Какой-нибудь невзрачный лужок вдруг зарастает, как ковром, ромашками - и больше это не повторится. Вот и получается, что на старых точках всегда много нового, даже визуально. Всё не отследишь.
На мой взгляд, наблюдать и проникать с помощью фотографии в жизнь хорошо знакомых нам мест важнее для духовного развития художника, чем поиск экзотических пейзажей. Это я проверял неоднократно на собственной шкуре. Конечно, интересно почувствовать и запечатлеть особенности неизведанной для нас природы, - но это случайные вылазки, что застанешь - то твоё. Лично мне этого всегда мало, да и родное - пробуждает поэзию! А чужое, в основном, – интерес.
Источник: photo-element.ru
Автор: Андрей Мареев