Небо на любой вкус или наш ответ гидрометцентру

  
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru

Небо в пейзаже играет одну из основных ролей. Оно может драматизировать фотографию, создать настроение, придать динамику, выделить ближний и средний планы, и даже может стать привлекательной изюминкой пейзажа. Однако воспользоваться всеми этими преимуществами зачастую невозможно: пасмурная погода способна похоронить все наши планы. А кому не знакомо молочно-белое небо на фотографиях? Но знаете ли вы, что, применяя светофильтры во время съёмки, цвет неба можно не только восстановить, но и усилить, раскрасить и даже перекрасить в любой другой цвет по вкусу?

Для начала поговорим о причинах возникновения белого неба на наших фотографиях. Основных причин такого, прямо скажем, “наплевательского” поведения небес всего две. При съёмке в пасмурную погоду – это изначально почти белое небо, а при фотографировании в хорошую погоду – это ограничения, вызванные несовершенством плёнки или цифровой матрицы. В зависимости от этих причин, можно прописать небу подходящие для его выздоровления лекарственные средства.

СЪЁМКА В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ



Надо быть законченным оптимистом, чтобы ожидать лазурного неба от съёмки в пасмурную погоду, когда небо сплошь покрыто серыми облаками. Получившееся серое или молочно-белое небо, являясь визуально-бесполезным, не несёт никакой эмоциональной нагрузки и совершенно впустую занимает верхнюю часть нашей фотографии. Однако, не стоит расстраиваться, ведь и в такой ситуации мы можем противопоставить кое-что произволу Гидрометцентра! И помогут нам в этом цветные градиентные светофильтры.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


"ЦИФРОВОЕ" НЕБО

Если фотоширота негативной плёнки хорошо переносит пересветы до трёх ступеней, то матрица цифровой камеры, наоборот, имеет очень ограниченную способность передачи пересветов, поскольку границы её динамического диапазона несимметричны относительно точки среднесерого. Поэтому при съёмке на "цифру" пересветы получаются гораздо чаще, чем на плёнку. Примером служит эта фотография, снятая на цифровой фотоаппарат.

Градиентный светофильтр - это фильтр, частично окрашенный в какой-либо цвет, например в голубой, синий, красный и т.п. Граница между окрашенной и бесцветной зонами имеет плавно размытый вид и чаще всего проходит посередине фильтра, но существуют светофильтры и с границей, проходящей на расстоянии трети от верха, или в другой пропорции.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


ЦВЕТНЫЕ ГРАДИЕНТНЫЕ ФИЛЬТРЫ

Градиентные фильтры бывают не только круглыми. Некоторые фирмы, например, такие, как французская Cokin и американская Singh-Ray, выпускают фильтры прямоугольной формы. Для крепления таких фильтров на объективе требуется специальный переходник-держатель. Преимуществом прямоугольных фильтров является возможность расположения границы раздела между окрашенной и неокрашенной областями (а, следовательно, и горизонта) где угодно, а не только посередине.


Так вот, возвращаясь к нашему небу, используя эти фильтры, мы можем покрасить наше небо в какой угодно цвет! Надев фильтр на объектив, и совместив границу между окрашенной и неокрашенной областями с горизонтом, мы окрасим небо в цвет фильтра, никак не повлияв при этом на нижнюю часть снимка. Реализуя бесконечные творческие задумки, можно придать небу не только примитивный голубой цвет, но и красный, жёлтый, фиолетовый, и даже зелёный. Очень удачным цветом для пасмурной погоды является табачно-бурый, придающий небу драматичный вид. При печати в пролабе обязательно не забудьте сообщить оператору о применении цветных фильтров, заботясь о его психическом здоровье.

Однажды, несколько лет назад, я ехал в переполненном вагоне метро и разглядывал дюжину фотографий, снятых в окрестностях подмосковной дачи с применением таких фильтров. Окружающая любопытствующая публика стойко перенесла синее и оранжевое небо, подивилась на красное и лиловое, а, глядя на фиолетовое и ядовито-зелёное, позавидовала, что мол, некоторым тут крупно повезло побывать в таких интересных странах. А вы говорите – белое небо! Если для кого-то белое небо – неподходящая для творчества погода, то для нас, истинных пейзажистов-экспериментаторов, это чистый лист бумаги для последующего творчества. Голливуд, как говорится, отдыхает!

СЪЁМКА НЕБА С ОБЛАКАМИ И БЕЗ



Небо, по которому плывут отдельные облака, как нельзя лучше подходит для съёмки пейзажа. Дело в том, что оно не образует информационно-пустого пространства, интересно для разглядывания и придаёт объём фотографии. Однако, если такое небо опять не устраивает наши капризы, мы можем внести в него необходимые поправки, при этом оставив облака нетронутыми!

При съёмке в такую погоду очень важно контролировать своё положение относительно солнца, и, в зависимости от этого, можно выбирать те или иные средства преобразования неба.

Прежде всего, совет экономным фотографам или обычным фотографиням, у которых, скорее всего, никогда не было и не будет никаких фильтров. Если вы не хотите получить белое небо, то, если позволяет сюжет, рекомендую расположиться так, чтобы снимать в направлении немного правее или левее своей тени. Во-первых, небо напротив солнца имеет самый насыщенный цвет, а во-вторых, именно там перепад освещённостей неба и того, что находится под ним, минимален. Снимать же строго напротив солнца нецелесообразно из-за потери теней, а, соответственно, и объёма пейзажа.

Теперь советы для отпетых пейзажистов. Поговорим вначале о том, как не допустить “молока” в такую погоду, а затем посмотрим, какие ещё трюки можно проделать с нашим многострадальным небом.

Давайте представим себе такую ситуацию: нам предстоит снимать опушку леса в контровом свете, то есть в направлении солнца. Если замерить яркости неба и леса, то окажется, что перепад освещённостей между ними составляет, предположим, 6 ступеней экспозиции: небо вокруг солнца будет чересчур ярким, а лес, обращённый к нам теневой стороной, – слишком тёмным. Конкретная плёнка (или матрица) же в нашем фотоаппарате передаёт максимальный перепад в 5 ступеней, или, научно говоря, имеет фотошироту, равную пяти. Подбором величины экспозиции такую проблему решить нельзя, поскольку в “прокрустово ложе” фотошироты не помещается то лес, то небо, и что-то определённо должно пострадать. И зачастую этим “что-то” является небо – оно, не преодолев узких “ворот” фотошироты плёнки или несправедливо-несимметричного по отношению к пересвету динамического диапазона матрицы, обесцвечивается, даруя своё право на жизнь другим частям снимка. Но погодите опускать руки: за небо заступится нейтрально-серый градиентный фильтр!

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


НЕЙТРАЛЬНО-СЕРЫЙ ГРАДИЕНТНЫЙ ФИЛЬТР

Глядя на этот живой пример, ощутите разницу, создаваемую нейтрально-серым градиентным светофильтром. Из-за перепада яркостей между низом и верхом, мы чуть было не потеряли небо. Фильтр понизил яркость верха на полторы ступени и тем самым помог вернуть небо к жизни. Посмотрите также на траву - ни её яркость, ни цвет не изменились.

Нейтрально-серые градиентные (оттенённые) светофильтры похожи на цветные градиентные, уже знакомые нам из предыдущего раздела, и отличаются от них только тем, что напоминают не цветные “половинки”, а серые. Часть фильтра, окрашенная в нейтрально-серый цвет, никак не влияя на цвет, ослабит освещённость своей “половины”, заузив тем самым перепад яркостей между верхом и низом снимаемой сцены. Так, например, фильтр Half NDx4 ослабит яркость неба в 4 раза, то есть на две ступени экспозиции. В результате перепад яркостей снизится с запредельных 6-ти до приемлемых 4-х ступеней, небо “влезет” в фотошироту материала, и вернёт свой, потерянный было, цвет. Запомним эти чудесные фильтры, невидимо делающие свою важную и незаменимую работу, и посмотрим, что ещё можно сделать с небом в хорошую погоду.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


ГРАДИЕНТНЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Поглядите на маленькое фото, снятое обычным образом: молочно-белое цифровое небо убило не только дальний план, но и атмосферу летнего утра. Поэтому мне пришлось добавлять цвет утреннего неба "по вкусу". Для ослабления контраста был применён нейтрально-серый градиентный фильтр, а другой, табачный градиентный фильтр, придал небу цвет. В сумме освещённость верхней части упала почти на 5 ступеней экспозиции, и поэтому на небе показалось солнце. Впрочем, я сделал одну ошибку, связанную как раз с небом, что привело к тому, что вместо утра получился вечер. Попробуйте догадаться, о какой ошибке идёт речь, а правильный ответ смотрите в конце статьи.
Фотоаппарат LEICA DIGILUX 1, ISO100, маленький снимок: баланс белого - "солнечно", большой снимок: баланс белого - "облачно", табачно-градуированный светофильтр Cokin A 133 и нейтрально-градуированный светофильтр Cokin A 121S.


Естественный цвет неба можно немного насытить. Для этой цели используют поляризационные светофильтры. Вы наверняка знаете, что “поляризаторы” отфильтровывают лучи, отражённые от неметаллических поверхностей. Спрашивается, а при чём тут небо? Дело в том, что лучи солнца, отражаясь от мельчайшей взвеси пыли и микрокапель воды, невидимо присутствующих в воздухе, существенно меняют цвет неба, значительно осветляя его. “Поляризатор” не пропускает такие лучи и делает голубое небо темнее, при этом оставляя облака такими, какие они есть.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ СВЕТОФИЛЬТРЫ

Запомните, некрасивого неба не бывает - бывает небо, снятое без поляризатора. Фотография слева снята "как было", а при съёмке средней я использовал циркулярный поляризатор. В результате небо приобрело объём, что придало ему выразительности. Если же вместо обычного поляризатора применить вариационный, то поменяется не только насыщенность неба, но и его цвет! Облака и всё остальное при этом останутся неизменёнными. Фотография справа снята с таким поляризатором, Cokin A172 (Varicolor Pink/Orange).


Применение этих могучих фильтров имеет некоторые особенности. Во-первых, они не работают в условиях рассеянного освещения, поэтому ничем нам не помогут в пасмурную погоду. Во-вторых, эффект “поляризатора” зависит от направления к солнцу: при наведении его на солнце и в противоположном направлении “поляризатор” работать не будет, а вот перпендикулярно солнцу эффект будет максимальным. Наконец, “поляризаторы” способны менять степень эффекта от нулевого до максимального в зависимости от угла поворота фильтра вокруг оптической оси. Помните о том, что побочным эффектом всех без исключения “поляризаторов” является значительное ослабление освещённости, поэтому их нельзя использовать в качестве защитного фильтра и носить на объективе постоянно, как бы некоторым пейзажистам того не хотелось.

Чтобы немного отдохнуть и переварить всё сказанное, давайте сделаем небольшой перерыв и поговорим на тему манипуляций с небом в графическом редакторе. Люди, причисляющие себя к фотографам, часто говорят, что почти всё можно сделать в Фотошопе или в другом редакторе.

Не останавливаясь на морально-этической стороне вопроса, перейдём сразу к практике. Подумайте сами, способен ли графический редактор заменить поляризационный фильтр, то есть удалить солнечные отражения с уже готового изображения? Попытки насытить отдельный цвет приведут к дискретизации цвета неравномерно-окрашенных областей. Можно ли, во время ночных бдений в Фотошопе, восстановить на небе облака, навсегда потерянные из-за узкой широты фотоматериала? Нет, зато их можно придумать! Используя графический редактор и обладая необходимыми способностями и долей авантюризма, на фотографии можно нарисовать любое небо: синее или зелёное, в клетку или в линейку, в горох или в алмазах, либо провести операцию по клонированию неба от другой фотографии-донора. Графический редактор способен, конечно, на многое, кроме одного - сфотографировать хорошую фотографию.

Вот поэтому я и рекомендую попытаться вначале найти общий язык с небом во время съёмки, и уже только после этого думать о том, как навести порядок на небе средствами Фотошопа, раз уж отношения с небом не сложились в полевых условиях. Давайте будем делать хорошо, а плохо само получится.

Вернёмся к нашей теме и посмотрим, какие ещё фокусы мы можем проделать с небом. Как мы уже уяснили, поляризаторы насыщают естественный голубой цвет неба, никак не влияя на облака. Однако профессиональный разговор с небом на этом не закончен – другие поляризаторы, назовём их “вариационными”, сделают то, что обычным не под силу: при необходимости они способны изменить естественный цвет неба! Поворачиваем такой фильтр вокруг оптической оси, и вот уже летят белые облака по красному или зелёному небу, фиолетовому или розовому, жёлтому и, конечно же, красивому ярко-синему небу! Как вам такое? Думаю, что эти фильтры удовлетворят любые приступы творческого недержания.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


ВАРИАЦИОННЫЙ ПОЛЯРИЗАТОР

Фото снизу снято без фильтра, а большое фото - с вариационным поляризатором синего и жёлтого цветов Cokin A173 (Varicolor Blue/Yellow). Тональность неба существенно поменялась. Также, из-за присущей этому фильтру посторонней розоватой тональности, общий баланс сцены "потеплел", а облака приобрели соответствующий окрас. Однако, я бы не сказал, что это существенно повредило общей картине, скорее наоборот.

Эти фильтры, выпускающиеся многими производителями, известны под такими названиями, как Vario PL-Color, Changeable Color, Varicolor и т.п. Поскольку они всё-таки принадлежат к отряду поляризаторов, то на них распространяются все “капризы”, присущие этому семейству, но, имеются и свои особенности. Во-первых, эти фильтры выпускаются для совмещённых пар цветов, например, синий + жёлтый, красный + зелёный, и при вращении меняют цвет неба от одного цвета к другому. Во-вторых, все они дают постороннюю тональность по всему полю снимка, от слегка заметной розовой у фильтра Blue/Yellow, до почти красной у Pink/Orange. Поэтому при печати таких фотографий с плёнки в пролабе следует применять цветокоррекцию, а при съёмке на цифровой фотоаппарат следует вначале надеть такой фильтр, а затем выставить баланс белого вручную по любой поверхности нейтрального цвета.

 
Nebo_na_lyuboy_vkus_ili_nash_otvet_gidromettsentru


ПРОСТОЙ И ВАРИАЦИОННЫЙ ПОЛЯРИЗАТОРЫ

Фото снизу снято с использованием простого циркулярного поляризатора (Tiffen Cir-Pol.). При съёмке же большой фотографии был применён вариационный поляризатор Cokin A173 (Varicolor Blue/Yellow). Сравните небо и почувствуйте, как говорится, разницу. Кроме этого, обратите внимание, что цвет поменяло не только небо, но и песок. Это и понятно - рабочими цветами данного вариационного поляризатора являются как раз желтый и синий, в то время, как обычный поляризатор сделал песок серым.

На этом разговор о практических способах изменения неба можно было бы завершить. Но рассказ был бы неполным, если бы в нём не прозвучало слово “Bluehancer”. Дело в том, что применение поляризаторов имеет существенные ограничения. Например, поляризатор не сможет ничего сделать с небом, расположенным напротив солнца. Казалось бы, тут нам помог бы фильтр “Bluehancer”, избирательно усиливающий синий цвет. Этому фильтру глубоко безразлично, куда его навели: он повсюду насытит натуральный синий цвет, где обнаружит его. Однако, он даёт очень неприятную постороннюю тональность голубого цвета по всему полю снимка, что делает его упоминание в рамках нашей темы нецелесообразным, а, в случае острой нужды, схожий эффект можно симулировать в Фотошопе, выделив там небо и варьируя уровнями каналов отдельных цветов.

Как видите, сегодня не только космонавты, но и фотографы успешно покоряют небо. Грамотно применяя несложные и сравнительно-честные приёмы, мы, настоящие фотохудожники, можем изменить небо по вкусу. Современные технологии могут дать нам всё, что для этого нужно, кроме одного – чувства меры и вкуса. Так что желаю вам совершенствоваться именно в этом направлении и удачи на нелёгком творческом пути!

Пояснение к иллюстрации в заголовке и ответ на загадку.:

Коллаж в начале статьи состоит из 32-х фотографий одной и той же сцены, выполненых без использования графических редакторов. Я снял все эти фотографии на цифровой фотоаппарат со штатива, в течение буквально двадцати минут. Фотография, снятая обычным образом, приведена в левом верхнем углу, а остальные получены использованием обычных циркулярных и вариационных поляризаторов, нейтрально-серых и цветных градиентных светофильтров по отдельности и в различных комбинациях до трёх фильтров одновременно. При использовании вариационных поляризаторов в ряде случаев баланс белого в ЦФК выставлялся вручную по листу белой бумаги, в остальных случаях - по предустановленному режиму "солнце".
  

Оранжевые оттенки присущи больше закатам, в то время как восходам обычно сопутствуют розовые тона. Но, поскольку в момент съёмки у меня не было розового светофильтра, пришлось воспользоваться тем, что был.
 
Источник:  photo-element.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть