Линии в фотографии

В теории композиции линии в фотографии могут быть реальными или представляемыми. Из линий состоят очертания всех объектов на снимке. Линии могут объединять различные элементы композиции или разделять их.

Человеческий мозг стремится к упрощению всего, что мы видим. К примеру, увидев гору камней сознание прежде всего оценит её как гору. То, что она состоит из множества элементов различной формы и размера упускается сознанием. Прежде всего воспринимаются основные линии, которые являются описанием характеристики объекта в целом.

Линия горизонта как одна из самых важных линий в фотографии

На море горизонт выглядит как прямая линия. С ним нужно быть аккуратным. Нельзя допускать завал. Если переход от неба не будет горизонтальным, это создаст ощущение напряженности. Такой подход хорош только в тех ситуациях, когда такое решение является частью задумки автора. В остальных случаях горизонт не должен быть заваленным.

Linii_v_fotografii

Часто объекты на фотографии, будь то различные здания, особенности местности, к примеру, скалистые горы вдали мешают понять истинную линию горизонта. В таких случаях можно использовать штатив с пузырьком или устанавливать специальный уровень с пузырьком на камеру.

Linii_v_fotografii

На некоторых снимках нельзя избежать появления в кадре лишних объектов. Линии электропередач или след от самолета в небе могут испортить кадр или наоборот украсить его. Всё зависит от построения композиции и правильного использования линий.

Linii_v_fotografii

Свойства и формы линий

Вертикальные и горизонтальные линии в фотографии сами по себе не вызывают напряжения или каких либо резких эмоций. Каждый понимает, что это естественные направления, которые в основном передают статичность объектов. Силы, действующие на эти линии, равновелики во всех направлениях или отсутствуют вовсе.

При виде изогнутой линии создается впечатление, что на неё действуют какие-то силы. Линии с маленьким изгибом воспринимаются как устойчивые.

Линии, которые сильно отклоняются от горизонтали или вертикали выглядят неустойчивыми. Самые неустойчивые линии - это те, которые проходят под углом 45 градусов.

Linii_v_fotografii

Извилистая линия в форме буквы S может считаться как устойчивыми, так и неустойчивыми. Всё зависит от степени изгиба. Вертикальная линия с небольшим изгибом может быть устойчивой. Она воспринимается как пружина и передает некоторое напряжение. Существуют и горизонтальные извилистые линии. К примеру, линия гор на горизонте, изгибы рек или тела человека.

Диагональные линии

Диагональ - это линия, которая идет от одного края изображения к другому. Диагональ можно сделать даже из горизонта. Просто нужно повернуть камеру под определенным углом.

Linii_v_fotografii

Европейцы привыкли изучать всё слева направо. Поэтому движение взгляда по диагонали слева направо будет восприниматься немного не так, как справа налево. Диагональ часто привносит в кадр динамику, но есть снимки, где диагонали выглядят мирно.

Linii_v_fotografii

Изгибы, «линии красоты»

Легкие изгибы воспринимаются как линии красоты. Подсознание ассоциирует их с изгибами тела.

S образная линия имеет преимущество над прямыми горизонтальными, вертикальными, параллельными и диагональными линиями. Изгибы присущи всем живым существам, поэтому такие линии привносят в фотографию жизнь и красоту.

Linii_v_fotografii

Активные линии изображения

Важность ведущих линий очень сильна в фотографии. Известно, что взгляд человека не стоит на месте, рассматривая снимки. Он движется от одной активной точки к другой. Движение осуществляется по линиям. Глаз цепляется за самые контрастные участки изображения или за самые необычные изгибы и пересечения линий.

Взгляд человека может руководствоваться не только реальными линиями. Он также улавливает контуры объектов, построенные на основании контрастов, цветов и контуров объектов. Как уже говорилось, груда объектов в виде камней создает контур горы.

В портрете активными точками изображения становятся глаза, губы и нос. Между ними проходят линии связи, по которым движется взгляд.

Linii_v_fotografii

Как использовать на практике активные линии?

На практике, зная, как зритель будет рассматривать снимок, можно наиболее выгодно построить композицию. К примеру, если на снимке изображены два человека, которые смотрят друг на друга, то активными точками будут их глаза, а воображаемая линия будет соединять два взгляда. Если на фоне не будет более ярких активных точек, то зритель на него не обратит внимание.

Нажмите ESC чтобы закрыть