Художнику-портретисту важно и нужно быть не только хорошим мастером кисти, но и психологом. Если между художником и тем, кого он хочет изобразить на своем полотне, не достигнуто взаимопонимание, портрет будет неудачным. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях фотографа и модели. Закомплексованность и зажатость обеих сторон творческого процесса не позволит создать хороший, имеющий художественную ценность фотопортрет.
Модель при съемке часто бывает скована, при этом с ней становится тяжело работать фотографу. Но и тот в свою очередь часто не может объяснить модели то, чего он от неё хочет добиться.
Иногда возникает противоположная ситуация. Такую модель взаимоотношений психологи называют «Всезнайка». Справедливости ради заметим, что она встречается и у фотографа, и у натурщика. Бывает такое, что модель считает, что она знает, как надо позировать, знает с какого ракурса ее лучше снимать, какой макияж и костюм для нее наиболее подходяшь и пр. Не менее опасно, когда фотограф, не имеющий достаточного опыта, пытается навязать портретируемому свою точку зрения, свое видение того, как нужно ему выглядеть.
Давайте на примерах разберем приемы, с помощью которых при фотосъемке можно добиться прекрасного результата, а также снять психологическое напряжение, которое может возникать между партнерами в процессе творческой работе.
Но сначала скажем о ситуации, когда напряжение уже появилось. В этом случае вместо того, чтобы делать серию никому не нужных и неинтересных снимков, можно объявить перерыв в работе. Нужно дать модели расслабиться, придти в себя. Для этого можно порекомендовать сделать несколько коротких дыхательных упражнений, и лишь потом продолжить съемку. Знающий фотограф без труда заметит момент, в который модели нужно предложить перевести дух – это и взволнованность, и скованность, и испарина, бледность на лице…
Если вы раньше не были знакомы с моделью, психологический контакт нужно наладить еще до съемки. Тут вам помогут несложные психологические приемы.
- При первой встрече не нужно забывать про открытость поз, и особенно положения рук.
- Конечно же – улыбка! Она должна быть искренней, не затянутой на длительное время.
- Нужно постараться найти общую тему для разговора (для этого можно у кого то узнать, что за человек ваша модель, чем он увлечен, какие у него интересы…).
- Конечно, нужно называть модель по имени.
- Так называемую «интимную зону» без особой надобности пересекать ни в коем случае нельзя.
- Ну и, конечно же, еще до начала съемки необходимо обсудить её детали.
Теперь собственно о процессе фотосъемки. За долгую историю фотографической эры мастера фотографии придумали огромное количество приемов, с помощью которых можно заставить модель быть естественной, сделать так, чтобы на ее лице светилась улыбка… Итогом всего этого станут замечательные фотографии.
В первые минуты работы постарайтесь получше присмотреться к модели, изучить ее внешность, достоинства и недостатки её фигуры, кожи, формы лица… Это позволит вам найти нужные ракурсы для съемки, наиболее выигрышные позы и всё это использовать при дальнейшей съемке.
Расскажем о нескольких психологических приемах работы фотографа.
- «Чайное настроение». Этот путь достижения контакта довольно долгий, но, наверное, и самый эффективный. Чтобы добиться доверие модели, перед началом съемки фотограф ведет с ней продолжительные беседы за чаем. При этом для достижения соответствующего настроения можно включить хорошую музыку.
- «Бокал вина». Способ не менее известный. Но тут нельзя переусердствовать. Взгляд модели должен оставаться ясным, а кожа – естественного, а не красного цвета…
- «Два фотографа». Этот редко применяемый репортерский прием можно использовать и при съемке портрета. Фотограф, играющий роль основного, только делает вид, что снимает. А на самом деле по настоящему снимает другой человек. Иногда - издалека, иногда – в паузах работы «основного фотографа». При использовании такой хитрости снимки получается естественными.
- «Клоун». Этот приём обычно используют при съемке детей. Фотограф намеренно ведет себя смешно, подмигивает, показывает язык, рассказывает веселые истории, подчеркивает что то смешное во внешности. Всё это заставляет модель вести себя естественно, улыбаться. У детей пропадают слёзы.
- «Уединение». Для снятия напряжения модели иногда достаточно просто побыть в студии одной. Осмотреться в помещении, привыкнуть к нему. Естественность поведения возвращается быстро.
- «Родная территория». Этот прием не всегда применим. В этом случае съемка производится у модели дома, или еще в какой-либо знакомой для неё обстановке. Дома и стены помогают – гласит народная мудрость.
- «Зеркало». Позволить модели видеть себя со стороны, в зеркале – один из хороших способов заставить модель лучше позировать.
- «Пустые задачи». Для того, чтобы отвлечься, иногда бывает достаточно избавиться от излишка свободного времени. При этом мысли будут идти совсем в другом направлении, внимание модели не будет рассеяно, у нее просто не останется времени думать о том, что что-то идёт не так. Для этого нужно применить некоторую хитрость: попросит модель якобы «помочь вам» - поправить или изменить что то в интерьере, устранить неполадки в костюме и пр.
- «Друг». Этот прием может сработать и в противоположном направлении. Если разрешить модели придти на фотосессию с другом или подругой, то это может как раскрепостить, так и окончательно выбить модель из колеи.
- «Конкурентка». Прием исключительно для женщин. Он подразумевает присутствие модели при процессе съемки другой натурщицы. Это должно пробудить у неё желание провести фотосессию лучше, чем это делает конкурентка. К тому же, процесс наблюдения за работой опытной модели для модели начинающей может стать мастер-классом – она может перенять у нее некоторые приемы.
- «Дикция». Этот метод сродни методу «Клоун». Он очень быстро снимает скованность модели. Берется, к примеру, жевательная резинка, и в процессе неспешной работы челюстями, фотограф начинает общаться с моделью. Она не понимает его, пытается переспрашивать. Это вызывает некоторое напряжение модели, в ходе которого она отвлекается от позирования, и забывает о скованности. В итоге фотограф добивается того, что ему нужно.
- «Птичка». Самый старинный и классический приём: знаменитая фраза «Сейчас вылетит птичка». Но он в наши дни уже практически не работает… Люди, и даже маленькие дети, прекрасно понимают, что никакая птичка из объектива не вылетит. Не действует и фраза «Сыыыыыр». А вот если так? – «Сейчас вылетит сыыыыр!» - давайте попробуем и эту, и другие импровизации! Модель сразу улыбнется – и всё будет так как надо! Этот прием хорошо применять при съемке групп.
Ну вот, на сегодня, пожалуй, хватит. Тема эта довольно емкая. Главное, вы получили направление для дальнейшей работы. Остается только совершенствовать свое мастерство!
Успеха вам в творчестве!