Страсти по Поляроиду. Часть 1.

Введение

Мы знаем фирму Поляроид как производителя пленок и камер для моментальной фотографии. Поляроиды были хитом 50-х в США, 60-х—в Европе, 80-х и 90-х в России. Были. Миллионы ее пластиковых уродцев еще пылятся на полках магазинов, но всем очевидно что время их прошло—цифровые камеры стремительно вытесняют эти непритязательные коробки с рынка—в небытие, в историю, на полки коллекционеров и страницы мемуаров.  Немногие помнят и знают, что камеры Поляроид не всегда были оснащены копеечными пластиковыми линзами, что они были недешевы и желанны. Что известный американский фотограф Ансель Адамс многие годы снимал на поляроидную пленку свои пейзажные шедевры, издав несколько книг, посвященных этой технологии. Что изобретателя моментальной фотографии и основателя фирмы Поляроид доктора Эдвина Лэнда (предки которого эмигрировали из России во второй половине 19-го века) относят к плеяде великих американских изобретателей и предпринимателей – в ряду таких гигантов как Томас Эдисон, Генри Форд или Игорь Сикорский. Тема эта почти неисчерпаема, и заинтересованный любитель истории фотографии легко найдет факты и нарративы в литературных источниках (см, например [1,2]), мы же собираемся поговорить об одной только камере. Камере, которая сейчас стоит на столе передо мной, называется она “Polaroid Pathfinder 110В”. Это одна из первых камер фирмы, дальномерная, складная (как и все ранние “Поляроиды”), выпускалась с 1960 по 1964 годы, стоила тогда $172.50 (большие деньги по тем временам), всего было выпущено по разным оценкам от 27 до 35 тысяч камер. Сейчас эту камеру можно найти на аукционах, цена варьирует в диапазоне $100-$200. Моя досталась мне несколько дешевле, но это дело случая и удачи.

Polaroid 110B. Возрождение.

110В на мой взгляд лучший из ранних “Поляроидов”. От своих собратьев, например, от предшественника “Polaroid Pathfinder 110A” он отличается лучшим дальномером и крышкой объектива с отверстием F:90,
чтобы снимать днем на высокочувствительную 667 пленку (3200 ед).

Вот так камера выглядит:

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Вот 110В в окружении своих “сокамерников”—наш герой крайний справа, слева от него 110A и далее с левого края более поздняя модель 150 (она же 800) с упрощенным объективом и затвором, в остальном однотипная:

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Свежекупленной камерой снимать нельзя, так как рулонная бумажная поляроидная пленка, под которую камера была построена, более не выпускается. Что конечно обидно и досадно, так как камера чудная—* удобная, лежит в руке как влитая

  • надежная и прочная
  • дальномер выше всяких похвал—совмещен с видоискателем, кадр ограничен ярко светящимися линиями, есть автокомпенсация параллакса
  • удобная и точная наводка на резкость большой шайбой, расположенной в нижней части камеры, под рельсами
  • с хорошей оптикой—на моем стоит объектив Rodenstock Ysarex c фокусным расстоянием 127мм (“нормальная линза” для используемой поляроидной пленки), диафрагма изменяется в пределах 1:4.7-1:90.
  • с прекрасным центральным ламельным затвором, очень тихим и точным. Диапазон выдержек 1-1/300 сек + В, есть синхронизация с внешней вспышкой типа М,Х (гнездо нестандартное).
  • компактная в сложенном состоянии

 

Тем не менее эта и другие камеры могут быть использованы после переделки, которая заключается в отрезании лишнего и приделывании тем или иным способом того или иного транспортного механизма для какой-нибудь современной пленки. В качестве пленки в Штатах обычно выбирается либо листовая пленка 4×5 дюймов, либо среднеформатная 120/220, либо, чаще всего, поляроидная листовая пленка 664/665/667/669/690. Есть профессиональные “передельщики”, есть даже защищенные патентами варианты доделки/улучшения камеры (см. например тут  ). Можно также использовать камеры и без переделки, просто засовывая листовую пленку в камеру в полной темноте и также доставая ее перед проявкой, но это дело на любителя. Много так не наснимаешь. Мы будем приделывать поляроидный задник, варварски оторванный от камеры-”донора”. Камеры 100B и ей подобные это камеры относительно дорогие, с хорошей оптикой, начинать переделку страшновато—вдруг испортишь! К счастью, Поляроид миллионами выпускал камеры попроще, вроде изображенной на снимке выше модели 150 (она же 800). Эти камеры во всем подобны 110 серии, за исключением затвора и объектива, и при этом почти ничего не стоят. Начинать лучше с них. Я так и сделал, описав процесс в отдельной статейке [3]. Если вы готовы к переделке, прочитайте сначала ее. 

Мы же кратко остановимся на особенностях, характерных для переделки 110В. Их немного. Во-первых, объектив у 110В съемный. Его обязательно надо снять, процесс переделки очень грязный и пыльный (мы будем пилить камеру, отрывать обшивку, капать эпоксидкой
и клеем и тому подобное), лучше не рисковать. Просто отверните крепежное кольцо, используя спаннер, описанный в [3], и линза выпадет вам в руку:

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Во-вторых, дальномер у камеры несъемный. Конечно снять его можно, но непросто и я не рекомендую. Лучше тщательно “запечатать” все щели, закрыть окно фильм-канала, а после завершения всех “грязных” операций снять крышку дальномера (три винта), продуть и протереть все поверхности. При этом не рекомендуется протирать зеркала со стороны напыления—поверхность их нежная, напыление легко стирается. Если настройка дальномера сбилась, его можно поправить, ослабив винт, фиксирующий эксцентрик (см. фото ниже, на винт указывает красная стрелка).

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Вот собственно и все отличия. Все остальное описано в [3].

Polaroid 110B: Снимаем.

Я использую эту камеру почти как “мыльницу”, снимая на вечеринках друзей и знакомых. В качестве пленки используется P667 (3200 ед), позволяющая снимать при неярком свете ламп накаливания с выдержкой 1/30 с рук. Полученные снимки сканируются и увеличиваются при печати до размера 18×24. Разрешение пленки невысокое, но сам снимок большой (позитив 77×94mm), структура зерна приятная глазу и “ткань” снимка мне нравится. Увеличенные отпечатки выглядят вполне прилично.

Вот несколько примеров:

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Выдержка 1/15 сек, с рук. Женщина и автомобиль нерезки из-за движения, передний план слегка размыт вследствие малой глубины резкости (диафрагма открыта), листва деревьев вдали хорошо читается.

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Выдержка 1/30 сек, с рук. Диафрагма открыта.

Strasti_po_Polyaroidu._Chast_1.

Выдержка 1/60 сек, с рук. Диафрагма 16. Заметно существенное повышение резкости по сравнению с предыдущими примерами. Конечно, можно использовать камеру и с другими поляроидными пленками. Например, с позитивно-негативной пленкой 665, дающей наряду с позитивом высококачественный негатив. Или с цветной 690-й. Это дело вкуса и возможностей—пленка дорогая, почти доллар за кадр. В заключение хочется пожелать удачи тому, кто решится пойти за мной по этой поляроидной дорожке. Поверьте мне, она (удача) вам понадобится, поскольку однажды ступив на эту тропу вы поймёте—назад дороги нет.

1. Adams, Ansel Easton. Polaroid Land Photography. New York Graphic Society: Boston, 1978.
2. Wensberg, Peter C. Land’s Polaroid (A Company and the Man Who Invented It). Boston: Houghton Mifflin. 1987.
3. Эмир Шабашвили. Страсти по Поляроиду номер 800. Miami, 2004.

Источник: photoline.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть