Поднимаемся в горы. Съемка в горах

Горы – это особый мир. Горы – это удивительный природный ландшафт, имеющий свои неповторимые особенности. Законы «жизни» гор совершенно другие, эти законы совершенно не похожи на законы моря или равнины, леса или города… В горах всё не так. И это чувствует каждый человек, попавший в их плен. А фотографу или художнику горы могут подарить великолепные пейзажи. В горах складываются уникальнейшие условия для фотосъемки. Но, в то же время, они ставят перед фотографом множество задач, разрешить которые начинающему любителю фотографии бывает достаточно сложно.

Как вы уже поняли, в нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о съемке в горах. Ну и, конечно же, попытаемся вдохновить вас на творчество, подвигнуть на несколько сот метров приблизиться к небесам. И сделать это, конечно же, с фотоаппаратом.   

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Складчатость и высота горного рельефа

Если вы не новичок в фотографии, то у вас, скорее всего, есть опыт съемки в равнинной местности. Ну, например, где-нибудь в средней полосе России. И во время своей работы вы наверняка сталкивались вот с какой проблемой: перед вами простирается абсолютно плоский ландшафт, а взгляд ваш постоянно упирается во что-то: в лес, например, или в какое-либо строение. И для того, чтобы сделать пристойный пейзаж,  вам приходится искать какое-нибудь возвышенное место. С такой точки  можно и ракурс поинтереснее подобрать, да и вообще вид у пейзажа совсем другой будет. Вот почему многие более-менее опытные фотографы пейзажи на равнине часто снимают или с крутого берега реки, или с какого-нибудь холма, или с крыши дома,  или с какой-нибудь вышки.

При съемке в горах эта проблема пропадает сама собой. Ее решают сами горы. Ведь находясь на горе,  на определенной высоте, фотограф может смотреть очень далеко. А между горами очень часто можно уловить очень интересную свето-теневую игру. Да и вообще горы – просто великолепный фон для самых разных фотографических сюжетов.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Быстро меняющаяся погода

Погода в горах очень неустойчива, непостоянна. Она может полностью изменится в течение весьма короткого промежутка времени. Посмотрите хотя бы на эти два снимка.  Между первым и вторым кадром прошло всего три минуты! Такая стремительная переменчивость состояния природы для фотографа имеет как свои плюсы, так и определенные минусы. В чем плюс? В том, что за один съемочный день вы сможете сфотографировать и дождь в горах, и туман, и яркое голубое небо с красивыми облаками над впечатляющими горными вершинами, и даже снег и иней на горных растениях! 

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Многие почему-то считают, что пейзажной фотографии спешка чужда, что жанр пейзажа не требует от фотографа большой скорости в работе. Но так думают только те, кто никогда не снимал в горах. Для того, чтобы поймать в кадр какое-нибудь интересное состояние природы, ну например красивое и эффектное освещение, очень часто нужно действовать очень быстро. Решения порой приходится принимать просто молниеносно. Точно так же, например, как и при работе над фоторепортажем. Вот как раз в этом-то и заключается основная сложность фотографирования в горах. Бывает так, что приходится со штативом наперевес стремглав бежать в нужную точку, да еще на ходу думать о том, какой светофильтр надеть на объектив, для того, чтобы, например, облака на снимке получились более яркими в условиях того или иного освещения, которое порой может сохраняться всего лишь одну-две минуты!

Ну, а в плане быта и комфорта, в плане защиты фотоаппаратуры, переменчивая погода в горах вынуждает вас иметь защиту от дождя и от холода.

Необычность горной природы

Природа в горах очень не похожа на природу равнин. В горах растут другие деревья и травы, цветут совсем другие цветы. Да и животный мир в горах тоже не похож на тот, который можно увидеть в равнинной природе. И, причем, все это меняется в зависимости от высоты гор, от высоты обитания животных и растений. Флора и фауна гор, кстати, может стать одной из отдельных тем ваших снимков.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Интересные люди, живущие в горах

Многие фотографы привыкли снимать моделей в условиях студии. Некоторые занимаются уличной фотографией и ищут интересные типажи на оживленных улицах больших и маленьких  городов. А может быть, лучше забыть на время про всё это и сходить в горы? Поискать людей там? Уверяем вас, жители горных районов не менее интересны с фотографической точки зрения, чем обитатели городов! У них очень интересная внешность, самобытные, непривычные нам костюмы… Даже глаза у них светятся совсем по-другому! Посмотрите, хотя бы, вот на этот снимок. На нем – преклонных лет жительница деревни Питомине, расположенной у подножия горного массива Дурмитор в Черногории.

Особенности планирования и организации фотосъемки в горах

Горы – место особенное. Обычному городскому жителю в горы  не так легко попасть. Это совсем не то, чтоб по пути с работы забежать в магазин за булкой хлеба и коробкой молока.  В горы нужно идти подготовленным и правильно экипированным. Да в нашем случае, еще и о фотоаппаратуре позаботится. А она, как вы знаете, не только тяжела, но и довольно нежна.

Для начала давайте поговорим о том, как добраться до гор. Как доехать до них.

Посещение общедоступных для туристов  мест

Этот способ попасть в горы смело можно назвать самым простым и самым доступным. Вам просто нужно присоединиться к основному туристическому потоку к какой-нибудь достопримечательности в тех или иных местах, где вы решили побывать и поснимать. Тут вам не потребуется особых усилий и каких-то сложно нарабатываемых навыков. Но минус такого посещения гор заключается в том, что настоящей, дикой, первозданной горной природы вы не увидите. Да, вы, конечно же, будете находится в горах, но тем не менее – среди огромного количества людей…

Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Он сделан на специально оборудованной смотровой площадке на горе Ловчен в Черногории. Эта гора считается одной из самых, пожалуй, главных достопримечательностей черногорского приморья. На ее вершине расположен мавзолей местного правителя Петра Негоша. Это место активно посещается туристами практически всё лето, начиная  с мая и заканчивая октябрем. Зимой экскурсии на гору Ловчен не водят. Это связано с тем, что зимой горные дороги заметает снег.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Индивидуальная поездка на транспорте

Если у вас есть свой автомобиль, или вы взяли его в прокат, то, само собой разумеется, вы сможете поехать куда угодно. Ну, естественно, туда, куда реально доехать на автомобиле. Кстати, заехать на машине можно достаточно далеко, вы даже поначалу можете и не представлять себе куда, в какие глухие и заповедные места. Но, тем не менее, никогда не забывайте и о собственной безопасности: горные дороги не всегда имеют хорошее покрытие и зачастую движение по ним на автомобиле может быть просто опасным. Особенно в плохую погоду или зимой. Вот поэтому, подбирая автомобиль для поездки в горы,  остановите свой выбор на полноприводном автомобиле или автомобиле с большим дорожным просветом. Ну, а те, кто может позволить себе это – до места съемки могут добраться другими видами транспорта. Например, верхом на лошади или даже на вертолете.

Пешее путешествие

Несмотря на прогресс, на стремительное развитие науки и техники, улучшение нашего быта, для путешествия в горах человечество до сих пор не изобрело практически ничего. Самое лучшее для этих целей, что есть у человека -  это его собственные ноги. До подавляющего большинства интересных мест в горах можно добраться только пешком. Исключительно пешком и ни как иначе. Ну, или на каких-нибудь осликах или ишаках. Но у вас вряд ли есть навыки и опыт такого передвижения. Вот по этой простой причине большинство фотографов, снимающих в горах, обычно владеют и навыками горного туризма и альпинизма. Так что если вы не боитесь прошагать пешком 5-7 км, переночевать в палатке, варить на костре похлебку – то этот вариант вам вполне подходит. Но, тем не менее, если вы считаете, что у вас нет достаточных навыков и необходимого опыта, в горы одному лучше не ходить. В любой экстремальной ситуации ваш друг и спутник всегда придет к вам на помощь. Самый лучший вариант такого похода – это несколько человек, объединенных одним и тем же интересом. В данном случае – фотографией. Только они поймут вас, например, если вы вдруг увидите интересный камень и «зависните» около него на час, пытаясь найти нужный ракурс и освещение. Или когда вы разбудите всех в палатке в пять часов утра для того, чтобы они тоже, как и вы, порадовались красивейшему восходу.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Подобные фотопутешествия требуют особой, очень тщательной подготовки, четкого планирования, детальной проработки маршрута по картам. Всё это нужно для того, чтобы суметь поснимать в разное время в разных местах, в разных условиях освещенности, на разной высоте и так далее. И ночевки нужно тоже спланировать в приемлемых для отдыха местах.

Сегодня на туристическом рынке есть даже специальные предложения. Некоторые туристические агентства организуют специальные туры для фотосъемок, в том числе и  туры в горы для фотографов. Если вам затруднительно самим организовать такой поход, то можно воспользоваться услугами специалистов.

Ну а теперь мы предложим вам несколько советов о том, как фотографировать в горах, как получить по-настоящему красивые и запоминающиеся кадры. Это уже не зависит от того, каким форматом путешествия вы будете пользоваться.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Прежде чем начать снимать, поставьте перед собой конкретные цели

Еще до начала съемки рекомендуем вам четко определиться, в каком жанре вы будете снимать, какого типа сюжеты для вас будут интересны. В первую очередь, исходя из этого вам и нужно будет выбирать маршрут горного путешествия. Зависит от этого так же и комплект фотоаппаратуры, который вам будет необходим для той или иной работы. Вариантов тут великое множество. Ведь в горах можно снимать не только пейзажи, но и портреты. Можно делать репортажи, создавать этнографические фотопроекты, заниматься макросъемкой и многим-многим другим. Еще находясь дома вам нужно определить для себя: либо вы будете фотографировать все подряд, как самый обыкновенный турист с «мыльницей» (в этом случае чаще всего хорошие снимки получить бывает очень сложно…), либо поставите перед собой определенную цель и сконцентрируетесь конкретно на ней одной. В таком случае шанс получить действительно хороший кадр у вас значительно возрастает. 

Маршрут горного путешествия нужно тщательно разрабатывать

Четкий план маршрута должен быть обязательно. Независимо от того, каким путем вы путешествуете. На маршруте нужно четко отметить все ключевые точки для съемки и для ночевки. Точками для съемки могут быть места, в которых можно сфотографировать, например, красивый пейзаж, или какой-либо интересующий вас природный объект, горный поселок или еще что-то. У места для ночевки должен быть источник воды. Там должно быть место для того, чтобы разбить палатку. Хорошо, если точка ночевки и точка съемки будут совпадать. В этом случае вам можно будет сделать снимки этого места при разном освещении, в разное время суток, при разном состоянии погоды.

Что необходимо с собой взять

Само собой разумеется, в поход в горы вам придется взять с собой не только фотоаппарат. Вам потребуется еще много всякого снаряжения. О чисто туристском, походном снаряжении, об одежде и обуви, о количестве и качестве пищи и воды вы можете почитать на специальных туристских сайтах, и мы сейчас не будем на это отвлекаться. Сосредоточимся  конкретно на том, что в горном походе вам может потребоваться из фототехники и фотоаксессуаров.

Не забывайте о том, что каждый лишний грамм в рюкзаке в походе, особенно в горном, может быть достаточно ощутим. Это знают все любители пеших походов, в том числе и фотографы-туристы. Вот почему не имеет никакого смысла брать с собой всю имеющуюся у вас фотоаппаратуру. В таком случае можно просто не дойти до конечной точки маршрута. В пеший поход нужно брать только то, что вам действительно потребуется. Только самое необходимое. Как мы уже говорили выше, определиться с комплектом фототехники нужно заранее, в зависимости от того, какую цель вы для себя поставили.

Фотокамера

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Фотокамера – это основной инструмент фотографа. Об этом нет нужды говорить. Естественно, нужно понимать, что для серьезной работы нужна серьезная фотокамера. Конечно же, речь идет о фотокамере зеркальной. Почему нужна именно такая фотокамера? – спросит дилетант. Не проще ли взять фотоаппарат полегче, ведь  «у него порой и пикселей побольше». Ответим. Зеркальная фотокамера имеет ручные настройки, в ней можно заменять объективы, она имеет достаточно большой вес. Всё это очень важно для получения хороших результатов. Даже вес. Тяжелая фотокамера увереннее лежит в руках и при съемке создает меньше вибрации.

Большинство из современных зеркальных фотоаппаратов, тем не менее, имеют не очень большой вес и габариты. Например, популярный сегодня  Nikon D3300 имеет вес всего 430 граммов. А довольно совершенный полнокадровый Nikon D750  весит 840 граммов.

Конечно, компактные фотокамеры намного легче. Почему? Да потому, что основная часть массы фотоаппаратуры приходится на оптику. И не имеет никакого значения, зеркальная у вас фотокамера или беззерекальная. Объективы весят примерно одинаково. И еще одна немаловажная деталь. Компактные беззеркальные фотокамеры от одного полного заряда батареи работают гораздо меньше времени, чем зеркальные. Из этого следует, что малый вес такой фотокамеры компенсируется в вашем рюкзаке дополнительным комплектом аккумуляторов, которые просто необходимо будет иметь с собой. Ну, и еще одна отрицательная черта компактной фотокамеры – именно ее компактность. На маленьком корпусе «мыльницы» расположено очень много различных кнопочек и рычажков. И эти кнопочки и рычажки, естественно, тоже достаточно малы. Вот поэтому управлять таким фотоаппаратом в сложных условиях бывает весьма проблематично. А если на улице мороз и у вас на руках перчатки – то и вообще практически невозможно. А в горах морозы бывают часто, так что работать в перчатках приходится не так уж и редко.

Объектив

Объектив – тоже значимая часть комплекта фотоаппаратуры. У него не менее важная роль в работе, чем роль самой фотокамеры. А, возможно, даже и большая. Ведь именно объектив и создает фотографическое изображение! Именно от объектива зависит глубина резко изображаемого пространства, угол обзора и многое-многое другое. Если вы планируете в горном походе снимать пейзажи – то угол обзора объектива для вас принципиально важен. Ведь вам наверняка захочется передать на своей фотографии весть простор развернувшегося перед вами пейзажа! Из огромного количества существующих сегодня широкоугольных объективов мы рекомендуем  обратить внимание на модель   Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor. Этот объектив хорош для неполнокадроовых фотокамер. А для полнокадровых мы посоветуем объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Он достаточно легок и удобен. Для многих фотографов он является основным. В горы с собой можно взять и обычный так называемый «полтинник» - объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 миллиметров, ну например  Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Он пригодится вам для того чтобы снимать портреты или не очень панорамные пейзажи. Из телевиков, то есть длиннофокусных объективов, можно порекомендовать Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor или Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor.

А теперь давайте опять вернемся к вопросам дилетантов. Почему нельзя вместо трех объективов – широкоугольник, «полтинник»-фикс и длиннофокусник – взять один объектив, универсальный, с большим диапазоном изменения фокусного расстояния? Ну, например 18-200 миллиметров или даже до 300? Ответ на этот вопрос довольно прост. Точнее, два ответа. Первое. Качество создаваемого универсальным объективом изображения заметно хуже. Что следует понимать под качеством изображения? Это резкость, отсутствие аберраций и дисторсий, а так же бликов при съемке в контровом свете. Что такое аберрация и дисторсия -  почитайте в других статьях, мы сейчас не будем отвлекаться на это.  Источников множество. Второе. Светосила. Светосильным объективом можно, как минимум, при недостаточном освещении снимать с рук при довольно коротких выдержках. Так же он позволяет красиво размывать фон при съемке крупных планов и портретов, то есть работать с маленькой глубиной резко изображаемого пространства. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 миллиметров – чаще всего это достаточно светосильный объектив.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Штатив

Этот предмет фотографического снаряжения в горах в глазах новичков и дилетантов может показаться нонсенсом, даже, в некотором плане, вызвать изумление. «Зачем ты в горы потащил эту тяжеленную железяку?» - наверняка спросят они вас.  Но, тем не менее, любой опытный мастер фотографии вам уверенно скажет, что серьезная съемка пейзажа без штатива просто немыслима. Именно этот аксессуар дает вам возможность сделать качественные снимки в условиях слабой освещенности. Ну, например, на закате или восходе солнца, в дождь или туман, или даже ночью. Так же штатив поможет вам снимать на очень маленькой диафрагме. Это нужно для того, чтобы получить идеальную резкость по всей плоскости кадра, от  переднего до заднего планов. Без штатива трудно сделать кадры с экспозиционным брекетингом для создания HDR-изображения (что это такое -  почитайте в другом месте. Если мы будем говорить и об этом, наша статья значительно увеличится в своих объемах).

Конечно же, для дальних и тяжелых походов в горы хочется выбрать такой штатив, который бы и весил поменьше, и в своих габаритах был бы покомпактнее. Тем не менее, тут очень важно найти компромисс между легкостью, размером и надежностью, устойчивостью. Неустойчивый и вечно дрожащий штатив – это, можно сказать, полное его отсутствие. Зачем такой вообще нужен?

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Светофильтры

Некоторые современные фотографы считают светофильтры достаточно спорным предметом. Они уверяют своих коллег в том, что светофильтры не нужны вовсе. Что, якобы, сегодня, при развитии компьютерных технологий, и без этих стекляшек можно добиться очень многого. «Зачем таскать с собой в сумке эти никому уже не нужные предметы?» - считают они. Но они в корне не правы. Светофильтры нужны и сегодня. И вот почему.

Взять, хотя бы, поляризационный светофильтр. Он нужен для увеличения контраста изображения и для того, чтобы избавиться от бликов   на бликующих объектах – например, на стекле или водной глади. Поляризационный светофильтр позволяет так же избавиться и от отражения в стекле. Но вот беда – с широкоугольными объективами такой светофильтр сочетается очень плохо. Изображение, созданное оптической системой «широкоугольник+поляризационный светофильтр», может иметь неравномерное затемнение в кадре и даже пятна. Конечно, более качественные поляризационные фильтры работают лучше некачественных, но и стоят они на порядок дороже.

Градиентный светофильтр. Этот аксессуар нужен для того, чтобы при съемке выровнять в кадре разные по яркости участки. Ну например, небо и землю. Ну кому же хочется вместо красивого и сочного заката получить на снимке белесый пересвет? Если градиентный светофильтр вы подберете и установите правильно, то на вашем снимке самым естественным образом сохранятся все мельчайшие детали и тончайшие цветовые оттенки. И вам не будет никакой необходимости в процессе постобработки изображения на компьютере прибегать к различным монтажам в графических редакторах. Но, однако, оговоримся: лучше всего в работе использовать системные градиентные светофильтры   (Cokin, Lee, Singh-Ray). Кстати, фирма Lee выпускает специальную систему крепления различных светофильтров, лишенных резьбы,  на объектив фотокамеры. К тому же некоторые объективы не имеют резьбы под светофильтр из-за  особенностей своей конструкции.  Ну, например, популярный сверохширокоугольный объектив  Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED. Но если вы приобретете вышеназванную систему, работать со светофильтрами  Lee серии SW150 вам  будет легко и удобно.

Градиентный светофильтр в круглой оправе с резьбой мы бы вам не порекомендовали. Дело тут в том, что при такой конструкции светофильтра очень трудно точно контролировать область затемнения в кадре. Стало быть, затемненным может оказаться совсем не тот участок, который вам нужно затемнить. Ну, например, на снимке вы можете получить затемненное сверху небо, которое на участке, близком к горизонту, будет пересвечено. Безрезьбовые градиентные светофильтры помогут вам избежать этого.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Фотографу, снимающему в горах, рекомендуем иметь в своем арсенале и нейтрально-серый светофильтр. И даже несколько их, различающихся по своей плотности. Нейтрально-серые светофильтры дают вам возможность в той или иной степени удлинять выдержку, то есть скорость затвора, на которой вы будете снимать. Степень увеличения выдержки напрямую зависит от плотности светофильтра. Длинная выдержка позволяет смазать в кадре предметы, находящиеся в движении. Самый, пожалуй, популярный пример такой съемки – съемка водопадов или какого-либо другого быстро текущего водного потока. Ну, скажем, горной речки. Посмотрите, какие красивые получаются снимки. Вот этот сделан с применением нейтрально-серого светофильтра с выдержкой в 15 секунд. Кстати, если у вас нет такого фильтра, но есть возможность задержаться у водопада до сумерек – то подобный снимок на длинной выдержке вы сможете сделать и без вышеописанного аксессуара.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Аккумуляторы

Никогда не забывайте о том, что без аккумулятора ваша фотокамера без особого труда мгновенно превращается в дорогущий кирпич. Если вы решили отравиться на съемку в горы, и особенно, если вы запланировали поход на несколько дней, вам нужно рассчитать примерное количество нужных вам аккумуляторных батарей. Ну, а при непосредственной работе рекомендуем научиться экономить энергию аккумуляторов. Как? Не так уж это и сложно, как может показаться.  Меньше снимайте в режиме  Live View, и вообще запомните, что работа дисплея забирает достаточно много энергии. Так же не забывайте, что на холоде аккумуляторы тоже очень быстро теряют свою энергию.

Фотосумка

Мелочь, казалось бы – фотосумка.  Но это не так. Интересно, что пишут и говорят о  них очень мало. А зря.  Это очень важный предмет экипировки для фотографа. Главная задача фотосумки -  обеспечить надежную сохранность вашей фотоаппаратуры. Не стоит, нам кажется, говорить тут о том, как нежны и дороги нынешние фотокамеры и объективы, что они подвержены внешним воздействиям: дождю и вообще влаге, пыли, жаре и холоду...  Вторая задача фотосумки -  удобная транспортировка аппаратуры. Вот почему, планируя  поход в горы для проведения там фотосъемки, фотосумке нужно уделить особое внимание. Не положите же вы свою зеркалку и пару объективов к ней в дамскую сумочку или в целлофановый пакет, который вам любезно предоставили на кассе в супермаркете, когда вы там вчера покупали хлеб и молоко!

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Конечно же, у каждого фотографа свои предпочтения по поводу фотосумок. Кому-то удобны одни их конструкции, кому-то – другие. Но, тем  менее, мы попробуем вам дать некоторые довольно общие рекомендации по их подбору.

  Для того, чтобы прогуляться по горам недалеко и недолго, ну, например, на один день, нет ничего лучше, чем фоторюкзак. В него без труда может поместиться не только фотоаппаратура, но и небольшой запас еды и питья, а так же теплая одежда и дождевик или легкая куртка на случай дождя или холодной погоды. Кстати, хороший фоторюкзак обычно имеет специальные крепления для штатива. С таким рюкзаком удобно путешествовать в горах не только пешком, но и в автомобиле.

А вот сумки, которые носят на ремне на плече, при путешествии по горам не самый лучший вариант технического оснащения фотографа и его экипировки. Особенно если это большая сумка, в которой лежит  пара фотоаппаратов, несколько объективов и множество всяких мелочей. Такая сумка в горном походе не только неудобна, но она еще и просто мешает идти, так как сильно давит на плечо и свободно болтается на боку, при этом сильно раскачиваясь и задевая за ветки деревьев.

Особенно тщательно нужно подходить к подбору фотосумки для длительных многодневных автономных горных походов. Дело тут в том, у вас за спиной и так уже достаточно солидных размеров рюкзак с походным снаряжением, палаткой и многим другим. В этом случае мы можем порекомендовать вам необходимую фотоаппаратуру положить а небольшую сумку, размещенную спереди, на груди или на животе. Такая сумка обычно крепится на лямки основного рюкзака. Она обеспечивает быстрый и удобный доступ к фотоаппаратуре, и при необходимости эту сумку без особого труда можно убрать в рюкзак, который у вас за спиной.

Podnimaemsya_v_gory._Semka_v_gorakh

Но не забудьте самое главное. Какой бы фотосумкой вы не пользовались, какого бы типа она ни была,  она обязательно должна быть непромокаемой. Влага -  главный враг всей вашей фотоаппаратуры.

Ну, и еще несколько слов хочется сказать в заключении. Кто-то сказал, что в жизни надо постараться попробовать всё. Попробуйте сходить в горы с рюкзаком и фотоаппаратом. Рискните. Уверяем вас, вы не пожалеете об этом никогда. Ваш риск и ваш страх окупятся огромным количеством интереснейших впечатлений, массой приключений и множеством фотографий, в которых вы передадите зрителям свое настроение. То настроение, которое было у вас в горах.  

Нажмите ESC чтобы закрыть