В объективе небо

Небо всегда красиво. В любую погоду. Даже в дождь. Даже если оно серое и хмурое. И практически в любом пейзаже небо занимает порой значительную часть площади всего изображения. Будь то живопись, будь то фотография, будь то изображение, выполненное в какой-либо другой технике - это совершенно неважно. А пейзажи, как известно, один из самых любимых жанров многих художников. В том числе и фотохудожников.

V_obektive_nebo

Правильно работая с небом, грамотно заполняя им пространство кадра, можно в значительной степени влиять на восприятие пейзажа зрителем.   Как сделать так, чтобы небо украшало пейзаж – вот главная тема нашей сегодняшней статьи. Наши советы будут достаточно просты, и, хочется думать, что они окажутся полезными вам.

Достаточно часто многие фотографы, рассуждая о трудностях своей работы, ворчат по поводу непогоды.  Но давайте скажем друг другу правду: кого из нас постоянно радует красивое голубое небо с легкими и пушистыми овечкам - облачками?  Признайтесь, ведь вам хочется хоть изредка видеть небо серым, дождливым, затянутым темными и тяжелыми грозовыми тучами… Вот где драма! Вот где мощь и сила природы! Небо многогранно, как талантливый актер. Порой небесные спектакли просто восхищают, потрясают наше восприятие, наше воображение. А значит, и украшают пейзаж и придают какое-то внутреннее действие, которое развивается по своему сюжету, как будто по написанному кем-то захватывающему сценарию. Сначала на небе могут беззаботно плавать и кувыркаться в лучах теплого солнца  легкие кучевые облачка, потом порывами ветра  неведомый нам режиссер неожиданно пригонит тяжелые тучи, но уже через несколько минут после кульминации этой грозовой драмы с молниями в главных ролях  на небе может засиять другая потрясающая героиня -  прекрасная радуга. И все это хочется сфотографировать! Всё это в очень сильной степени подогревает интерес фотографа к съемкам подобного рода небесных представлений.

Короче говоря, небо в пейзаже можно смело назвать не только достаточно важным персонажем, но и местом действия, сценой, на которой развертываются события. Вот всё это и надо правильно и грамотно передать зрителю. Так, чтобы он ощутил себя реальным очевидцем этого спектакля, почувствовал всю его мощь. Чтобы возник эффект присутствия. Чтобы зритель почувствовал даже запахи и дуновение ветерка.   

V_obektive_nebo

Работая над пейзажем, никогда не забывайте про небо. Если небо в пейзаже будет некрасиво и неинтересно, то вся верхняя часть фотографии практически потеряет всякий смысл. Но, уделяя большое внимание небу в пейзаже, легко можно и перегнуть палку, переборщить. Проще говоря, на фоне неба потеряется то, что фотограф хочет показать на земле. Земля станет не главным, а лишь вспомогательным элементом снимка.

Очень часто видя в реальной жизни так называемое «драматическое небо», неопытные фотографы машинально стараются уделить ему особое внимание, предоставляют небу в кадре большую по сравнению с землей площадь. Вот в этом и заключается их первая и, можно даже сказать, главная  ошибка. Земля – важный элемент любого пейзажа. О ней никогда не следует забывать. Земля в пейзаже всегда требует особого внимания. На ней должен быть какой-то элемент, связывающий ее с небом, как бы прикрепляющий небо к земле. Небо может быть просто всепоглощающим.  Вот поэтому на переднем плане пейзажа со  смыслово значимым небом должен находиться некий элемент, если хотите, визуальный аспект, пятно, привлекающее внимание зрителя к земле, возвращающий зрителя с небес на землю. Таким предметом может стать, например, высокое дерево, одинокий телеграфный столб, вершина горы вдалеке или даже красивая травинка, если снимать с нижнего ракурса. Тут важно то, чтобы этот объект был не просто связующим небо и землю элементом, но и играл бы координирующую роль в центре нижней части пейзажа со значимым небом.

Каким объективом снимать красивое небо? Любым, каким хотите. К которому вы привыкли. Тем, который вы считаете наиболее уместным для съемки именно этого пейзажа, над которым вы работаете. Но, тем не менее, то, что широкоугольный зум не будет вам лишним – однозначно.

Дело тут вот в чем. Широкоугольники всегда позволяют включать в границы кадра намного больше пространства, нежели другие объективы. Стало быть, широкоугольником мы и неба в кадр захватим намного больше, чем и усилим его влияние на смысловое содержание нашего пейзажа. Плюс ко всему, широкоугольный объектив при рассмотрении впоследствии вашего пейзажа вызовет у зрителя ощущение того, что облака на небе реально находятся в движении. Причем, в движении в направлении именно его, зрителя. Широкоугольник подчеркнет и драматическую перспективу пространства.

В некоторых случаях для вас может представить интерес сравнительно небольшая часть неба  непосредственно вблизи горизонта. Тут вам на помощь придет короткий зум. Ну, например, с фокусным расстоянием 70-200 миллиметров. Такой объектив очень хорошо подчеркнет пейзаж на фоне красивого неба.

Фильтр для неба

V_obektive_nebo

Небо гораздо ярче, чем земля. Всегда. Даже если оно кажется вам темным.  Вот поэтому очень часто правильная экспозиция  на земле очень часто отличается от той, что нужна для неба.

Именно это и приводит фотографа при фотографировании неба к необходимости уменьшения экспозиции на верхнюю часть кадра. Проще всего выровнять ситуацию можно при помощи градуированного светофильтра нейтральной плотности (ND Grad). При съемке этот светофильтр нужно установить так, чтобы более темная его часть перекрывала небо. Использование ND-светофильтра позволит вам в некоторой степени затемнить небо, при этом более темная часть кадра, в нашем случае земля, останется неизменной, незатененной.    ND-светофильтры выпускаются различных размеров и различной плотности. Это позволяет фотографу работать в достаточно широком диапазоне и затенять небо в различных соотношениях относительно земли.

Очень интересные изображения неба можно получить, применяя ND-фильтры очень высокой плотности. Они позволяют так затемнить небо, что снимать будет можно с выдержкой вплоть до нескольких минут. Фотографировать тут, естественно, нужно со штатива.  При этом облака, находящиеся в движении, будут размытыми. Потрясающее зрелище ждет зрителя ваших пейзажей! 

Усиление психологического воздействия на зрителя  неба в пейзаже может быть достигнуто и путем применения поляризационного светофильтра.  Такой фильтр очень хорошо работает с так называемыми  кучевыми облаками. Он их очень красиво и эффектно выделяет на фоне яркого голубого неба.

V_obektive_nebo

Поляризаторы лучше всего проявляют себя при условии, что солнышко по отношению к камере находится примерно под углом 90 градусов. Учитывайте и то, что если небесное светило будет находиться за вашей спиной, эффект, получаемый при помощи такого фильтра, будет сведен к минимуму.

Поляризационные светофильтры крепятся на объектив фотокамеры путем винтового соединения. По этой причине вам нужно будет подбирать его в магазине четко по диаметру вашего объектива. При работе с таким фильтром вам потребуется  вращать его  внешнее кольцо, и при этом смотреть в видоискатель, потому что иначе не увидишь эффект, им создаваемый.

Пейзаж с большим небом. Как  сделать его красивым?

V_obektive_nebo

Как сделать так, чтобы небо в кадре было большим и красивым? Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вот вам наши рекомендации:

1. Учитывайте в работе погоду.

Огромные свинцовые тучи, приближающаяся гроза, низко нависшие дождевые облака – всё это великолепие природы может служить для вас прекрасной натурой для съемки потрясающего пейзажа! Следите за прогнозом погоды! 

V_obektive_nebo

2. Снимайте широкоугольником!

Про это мы уже говорили чуть выше. Снимать широкоугольным объективом нужно для того, чтобы в кадр попало как можно больше неба. Это добавит в ваш пейзаж больше драматизма. При съемке широкоугольником композицию кадра нужно строить так, чтобы небо в нем занимало от половины до двух третей всей площади  кадра. Для этого можно снимать с нижней точки, практически от самой земли. В этом случае и передний план будет намного интереснее.

V_obektive_nebo

3. Старайтесь подобрать идеальную экспозицию

Первым делом вам нужно проверить показания счетчика, наклонив фотокамеру к земле. Это необходимо  для того, чтобы из кадра полностью исключить небо. После этого установите полученное значение в ручном режиме. Это значение экспозиции будет точным для земли, но при этом небо окажется слишком ярким. Для того, чтобы сбалансировать экспозицию,  на объектив нужно установить градуированный светофильтр плотностью  на 0,6 или 0,9. При этом выровнять его нужно таким образом, чтобы он затемнял верхнюю часть кадра, то есть небо.

Что делать, если небо унылое?

V_obektive_nebo

Вы запланировали на какой-то  день съемку, подготовили фотоаппаратуру и другое снаряжение, специально для этого важные дела перенесли на другое время… Но, увы,  погода выдалась хмурой и унылой. Небо серое и свинцовое… Казалось бы, что у вас возникла  серьезная проблема при съемке хорошего пейзажа. Как же при таких условиях добавить интерес к этому снимку? Рекомендуем попробовать сделать изображение  не цветным, а черно-белым. Такой пейзаж может приятно удивить не только вас, но и ваших многочисленных зрителей…

Для того, чтобы представить себе, как будет выглядеть небо на такой черно-белой фотографии, вам нужно перевести фотокамеру в монохромный режим съемки и увидеть все собственными глазами прямо на дисплея вашего аппарата. При этом снимать нужно в формате  JPEG. Но даже если вы будете снимать в формате RAW, то на дисплее вы также увидите черно-белое изображение. Для принятия решения о том, как поступать дальше, в черно-белом варианте делать снимок или в цвете, такого изображения будет вполне достаточно.

Многие мастера фотографического пейзажа убежденны в том, что снимки, на которых присутствует множество оттенков серого цвета и прочих тональных различий и переходов, выглядят намного лучше, чем фотографии, сделанные в сплошной тональности.

 Кстати, диапазон этих оттенков и переходов может быть значительно расширен в графических редакторах при постобработке снимков. В этой сегодняшней статье на этом мы останавливаться не будем. Об этом лучше почитать в других специализированных статьях по теме постобработки фотографических изображений.

Ну и в заключение статьи – Несколько полезных советов о том, как фотографии с небом сделать красивыми.

  • Будьте предельно внимательны при работе с поляризационным светофильтром!
  • Если с таким светофильтром вы решили снимать ультраширокоугольником, то полученный при этом эффект может показаться вам довольно странным. В чем этот эффект проявляется? В том, что некоторые участки неба могут оказаться значительно темнее, чем другие его участки. Для уменьшения поляризации мы рекомендуем избегать снимать небо такими объективами.
  • Четко определитесь с покупкой градуированного светофильтра нейтральной плотности (ND Grad)!
  • Различные производители выпускют различные градуированные светофильтры. Эти фильтры весьма значительно разнятся и по своему качеству, и по своей стоимости. Так что выбирать вам. Многое тут  зависит от толщины вашего кошелька. Тем не менее следует учесть, что самый популярный фильтр – это фильтр плотностью 0,6. Так же достаточно полезен и фильтр с плотностью 0,9. Если вы будете покупать их в комплекте, то это может оказаться несколько дешевле.
  • Сложные условия освещения? Не надо делать из этого проблему!

V_obektive_nebo

Использование градуированных фильтров не всегда возможно. Ну, например по одной простой причине – отсутствия их в наличие у вас в принципе или в этот конкретный день и час в вашей сумке. Как же тогда в таком случае выйти из положения?  Рекомендуем сделать два снимка: отдельно небо и отдельно землю. Естественно, экспозицию в этих случаях нужно выставлять разную, необходимую для неба и для земли. Ну, а потом, уже дома, уютно устроившись за компьютером, многим из вас не составит особого труда объединить эти два снимка в один путем несложных манипуляций в графических редакторах. Результат такой работы в некоторых случаях может быть даже лучше, чем при съемке с градуированными светофильтрами.

Не забывайте проверять гистограмму!

Снимки неба обычно имеют крайности со светлыми и темными своими участками. Вот почему мы и рекомендуем вам почаще поглядывать на гистограмму. Делать это нужно для того, чтобы быть полностью уверенным в том, что на снимке не будет ярких бликов или глубоких теней. В этом случае вы сможете или откорректировать экспозицию так, как вам это будет необходимо, или попробовать поснимать с градуированным светофильтром.     

Нажмите ESC чтобы закрыть