5 ошибок в портретном освещении. Как стать профессионалом

В портретном освещении много тонкостей и особенностей. Неверно выставленный свет может до неузнаваемости изменить внешность модели. Опираясь на советы британского фотографа Джейка Хикса, освоим приёмы и тонкости освещения при съёмке портрета.

Джейк Хикс – редактор и портретный фотограф Великобритании. Он стал популярен благодаря идеальной работе со светом в фотографии. Он делится советами как избежать ошибок и сделать качественный портрет.

Правила съёмки являются субъективными, это не математика. То, что один считает нормой, для другого ошибка. Данное собрание советов – выражение мнения одного из профессионалов. Следовать им или нет каждый решает за себя.

Расположение бликов

Первая ошибка – отсутствие бликов в глазах модели от источника рисующего света, что делает взгляд тёмным и невыразительным.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Показательна левая фотография. В глазах модели блики отсутствуют, поэтому глаза темнее, чем есть на самом деле. На второй фотографии источник рисующего света опущен ниже. За счёт этого взгляд стал более выразительным.

Наличие бликов – показатель жизни в глазах. Без них взгляд кажется потухшим и мёртвым. Например, в фильмах блики из глаз убирают цифровым путём, чтобы показать смерть героя. Корректное расположение источника света – выше и слегка впереди головы модели. За счёт этого свет попадает в глаз модели и придаёт ему живости.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Если проводить аналогию со стрелками часов, то блики располагаются на 10, 11, 12, 1 и 2 часа. Если блик ниже, то свет расположен низко.

Нижнее освещение

Это освещение, при котором свет расположен на нижней точке. На ум сразу приходят старые фильмы ужасов, когда для изображения монстра актёра просто подсвечивали снизу.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Обратите внимание на левый кадр – на нём отсутствует заполняющий свет. Добавлением света вы проявите больше деталей как на правом кадре. Центральный же кадр иллюстрирует ситуацию, когда заполняющий свет слишком яркий.

Фотографии с таким освещением нам неприятны лишь потому, что мы привыкли видеть друг друга при верхнем освещении. Любое отклонение от нормы мозгом воспринимается негативно. Это естественно и редкий фотограф будет освещать модель исключительно нижним светом. Проблема бывает тогда, когда фотограф пользуется заполняющим светом: он отбрасывает на лицо больше света, чем рисующий. Эта ошибка распространена не только у новичков, но и маститых профессионалов. Проблема эта легко устранима. Достаточно убрать яркость заполняющего света. Выполните несколько тестовых фотографий с разной мощностью заполняющего света и отберите понравившийся, не забывая фиксировать параметры мощности. Удобно снимки располагать рядом как в нашем примере.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Для заполняющего света подойдет маленький софтбокс ниже модели.

При съёмке нескольких человек настраивайте свет для каждого индивидуально. После съёмки высокого человека корректируйте яркость рисующего и заполняющего света. Иначе следующий человек более низкого роста окажется освещён сильнее за счёт более близкого расположения заполняющего света. И опять получится кадр с нижним освещением.

Потеря объекта, отделение от фона

Это можно  рассматривать и не как ошибку, а списать на вкус фотографа. Также этим можно создать различные эффекты. Эта световая техника заключается в демонстрации фигуры и формы с помощью тени или отсутствия света.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

В обоих представленных вариантах схема освещения одинаковая. Разница в удалённости модели, фотографа, источника света от фона. На кадрах наглядно видно как попадание света на фон проявляет фигуру.

При съёмке с одним источником света и при этом далеко от фона за спиной модели образуется темнота. При этом неосвещённые участки фигуры и лица модели сливаются с фоном, зритель уже не может отделить одно от другого. Это приведёт к визуальному увеличению фигуры модели. Это не является неправильным, но можно снимок и улучшить, переместившись вместе с источником света ближе к фону.

Тени

Базовое правило, по мнению Джейка Хикса, - использование чистого света. Чтобы свет лишь заставлял восхищаться моделью, а не указывал на количество осветительных приборов.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Объединяйте участки теней на лице модели. Часто не за счёт освещения, а за счёт позы модели. Показателен пример выше. Слева тень от носа отделена от тени на щеке, что визуально увеличило нос. На правом же кадре поза изменена и эффект уже другой.

Иллюстрируют чистый свет работы автофотографов. По мнению автора этих советов, съёмка машин одно из самых сложных дел. При неверном расположении света сияние корпуса, чистота линий и форма объекта съёмки сходят на нет. Мастера съёмки машин не применяют источников света больше, чем это необходимо, но выставляют их с ювелирной точностью, добиваясь бликов в одном месте, но в тоже время, убирая в другом.

У тех, кто занимается портретами нет возможности часами выставлять свет, но знать как сделать хорошую работу должен каждый. Один из способов – объединение теней. Для этого достаточно наблюдать. В примере выше использован один источник света. Каждый новый источник света должен также анализироваться. На левом фото большое количество отвлекающих элементов: тень от носа, пересекающий щёку свет, тень от щеки. На правом же кадре тени слились, сделав единую область. Это и есть чистый свет. Двигайте модель и свет, анализируя каждую дополнительную тень.

Неудачная подсветка волос

Волосы подсвечиваются для придания сияния волосам, акцентирования их формы, для отделения модели от фона. Удачная подсветка решает все эти вопросы. Представьте ситуацию, когда у вас  тёмный фон и при этом у модели тёмные волосы. Они неизбежно будут сливаться. Эта проблема решится за счёт подсветки волос.

5_oshibok_v_portretnom_osveshchenii._Kak_stat_professionalom

Слева – рисующий и заполняющий свет без подсветки волос. Обратите внимание, как подсветка волос добавила объёма изображению. При этом не выносите подсветку сильно вперёд. Это создаст ненужные блики на лице, что мы и видим на  изображении в центре.

Ключевой момент – расположение источника света. Он должен находиться позади объекта и направляться вперёд, по направлению к границе головы. Отдаляйте так, чтобы свет не падал на лицо, кончик носа и губы.

Нажмите ESC чтобы закрыть