10 советов по стоковой фотографии

Что такое стоковая фотография? Об этом сегодня говорят очень много. Сток-фотографии – это такие фотографии, которые авторы продаются через интернет при помощи специализированных сайтов. Кто-то эти сайты называет фото-банками, кто-то цифровыми галереями или агентствами. Таких сайтов огромное количество и они самые разные. Тем не менее, основной принцип их работы прост, и в этом они похожи друг на друга. Любой человек в фото-банке может выставить на продажу сделанную им фотографию, и так же любой из нас может ее на этом же сайте купить. В наши дни для многих авторов продажа своих работ через сток-центры стало основным источником дохода.

Тем не менее, в работе со сток-центрами есть определенная специфика. В первую очередь заключается она в том, что автору в своих работах необходимо придерживаться универсальной  тематики, подбирать для продажи такие снимки, которые максимально подходят для самой разной аудитории зрителей. Особенно сложно бывает работать с фотографиями, на которых изображены люди, тем более – непрофессиональные модели.

Фотограф Шенон Феган уже много лет сотрудничает с фото-банком Dreamstime и очень хорошо знает эту работу. Недавно Шенон опубликовала несколько советов, которые, по ее мнению,  помогут начинающему фотографу, захотевшему попробовать себя на этом поприще, сделать свою работу оптимальной. Конечно, не все советы Шенон могут быть вам интересны и полезны. Но, тем не менее, познакомиться с ними всё же, как нам кажется, стоит. Никому это не будет лишним. А уж принимать или не принимать их, использовать в своей работе или  игнорировать – решать вам.

Совет первый. Лучше работать с простыми людьми, а не с профессиональными моделями

Работа  с непрофессиональными моделями намного уменьшит финансовые затраты фотографа.  Простые люди, как правило, не требуют большие гонорары за то, что вы их будете фотографировать.  Более того, такие модели обычно очень хорошо идут на подписание соглашения о том, что их изображение будет продаваться и использоваться, например, в рекламе того или иного  товара или услуги. В этом случае моделью двигает желание получить от вас качественно сделанный и профессионально обработанный студийный портрет, причем, не заплатив за него ни копейки, а, наоборот, получив за это хорошие, порой, деньги.

10_sovetov_po_stokovoy_fotografii

А вот профессиональные модели, которые озабочены продвижением  себя, развитием своей карьеры, своего статуса и рейтинга – работать за небольшую оплату у начинающих и неопытных фотографов обычно не соглашаются.

Именно по этой причине Шенон рекомендует выбирать для съемки человека неподготовленного, но умного. Модель не должна бояться камеры и уметь хорошо контактировать с разными людьми, в том числе и с людьми, которые вместе с ним находятся в кадре. Так же модель должна быть, что называется. фотогеничной и иметь своего рода «изюминку».

Совет второй. Подумайте о том, кто будет сопровождать вашу модель

Очень часто некоторые люди думают, что участие в коммерческой фотосессии - это рискованная и неоднозначная авантюра. Поэтому они и пытаются взять с собой в студию или на съемочную площадку как можно больше друзей и родственников. Они думают,  что работать в их присутствии будет не так страшно, как один на один с фотографом и его ассистентами.

В этом плане вам, фотографу, в первую очередь нужно учитывать то, что в случае, если модель не достигла 18-летнего возраста, то присутствие ее официального представителя – родителей или лиц, их заменяющих - при съемке обязательно. Во всех других случаях фотографу лучше работать с моделью один на один. Объясните это и самой модели, и сопровождающим ее друзьям. Пусть  эти люди два-три  часа проведут в ближайшем кафе, например. Постарайтесь сделать так, чтобы друзья модели поняли, что в таком случае их друг не будет отвлекаться от работы, а это значит, что и результат съемки будет намного лучше. Всё это связано с психологической стороной фотографии. Расскажите им о том, что в процессе фотографирования модели нужно быть сосредоточенной на работе, а не  отвлекаться на своих друзей, не пытаться уделить им внимание, как-то развлекать их, обмениваться репликами, ну, и так далее. Тому, кто фотографируется, нужно, прежде всего, раскрепоститься, суметь ярко выразить те или иные эмоции (это может быть и радость, и страх, и грусть…). Если модель в кадре не одна – важно найти общий язык, точки соприкосновения с партнером. Работа модели очень похожа на работу актера. Именно поэтому на съемку лучше будет прийти в одиночку.

Совет третий. Очень важно научиться выстраивать доверительные отношения между всеми участниками работы

Для достижения успеха в работе необходимо сделать так, чтобы модель знала, кто  еще, кроме непосредственно фотографа и ее, будет присутствовать в студии или на другой съемочной площадке.  Нужно заранее познакомить ее со всеми участниками работы. Конкретно представить людей по имени, объяснить, кто и чем именно будет заниматься, для чего нужна работа каждого из присутствующих. Будет лучше, если вы сделаете это заранее, за несколько дней. Конечно, модель нужно будет познакомить и с условиями проведения съемки, поэтапно описать весь процесс работы. Можно даже открыть модели какие-то профессиональные тайны и секреты.  В этом случае человек будет четко представлять себе, с чем он может столкнуться в процессе фотографирования, и поэтому будет готов к каким-то возможным неожиданностям, несостыковкам и прочим нештатным ситуациям во время работы. 

Совет четвертый. Не забудьте назначить ответственного за коммуникацию

10_sovetov_po_stokovoy_fotografii

Шеннон настоятельно рекомендует фотографу назначить ответственного за коммуникацию на съемочной площадке или в фотостудии. Это очень важно, и не стоит пренебрегать этим советом опытного мастера. Ответственный за коммуникацию должен еще до начала работы представить друг другу всех присутствующих, а непосредственно уже во время работы инициировать общение всех участников съемочного процесса. Особенно это важно для тех, кто первый раз участвует в подобной работе. В новом месте и в новом окружении многие очень часто чувствуют себя неуютно, что называется, «не в своей тарелке», ведут себя скованно и неуверенно.

Ответственный за коммуникацию должен, по возможности, конечно,  быть хорошим психологом, уметь завязать разговор между участниками съемочного процесса и направить его в нужное русло. Это сможет сделать только человек, имеющий определенный опыт в подобном деле, желающий создать на съемочной площадке или в фотостудии теплую и дружественную обстановку, которая располагает к работе и помогает достичь желаемого результата. Этот человек должен уметь подобрать такую тему для разговора, которая была бы нейтральна, но в то же время всем интересна и никого не обижала. И, естественно, уметь поддерживать эту беседу.

Совет пятый. До начала работы предложите всем немного перекусить!

Сидя за красиво сервированным столом вам намного легче будет объяснить всем присутствующим всё то, чего вы хотите добиться сегодня, что вы планируете получить в итоге работы.  Да и, вполне возможно, что и в процессе самой работы кому-нибудь из участников творческого процесса тоже захочется подкрепить свои силы.  Так что, легкие закуски, чай или кофе, сок или минералка никогда не будут лишними в фотостудии или даже на открытой съемочной площадке. К тому же, во время перерыва на  кофе с моделью можно завести интересный диалог, что поможет снять возникшее напряжение, которое иногда случается даже при сотрудничестве с опытными  работниками этой сферы. А если такой перекус окажется небанальным, то это будет очень интересно всем. Блюдо, которое вы предложите, может стать замечательной темой  для разговора, который всем поднимет настроение.   Свежайшие булочки или другие изделия из пекарни за углом – это же так здорово! Можно так же предложить и легкое вино.

Совет шестой. Место для съемки должно быть удобным. Причем, для всех

10_sovetov_po_stokovoy_fotografii

В фотостудии, а особенно на съемочной площадке на натуре важно всё. Каждая деталь. Каждый нюанс. В том числе и  то, как будут чувствовать себя в работе и фотограф, и модель. Место работы должно быть комфортно для всех. Если это не ваша или просто незнакомая вам фотостудия, съемочная площадка на улице, на которой вы ни разу не были – постарайтесь посетить это место заранее. Познакомьтесь с ним поближе. Узнайте, где находятся туалеты, место для парковки автомобилей, нет ли поблизости объектов, которые могут помешать вашей работе… Кстати, во время такой предварительной «вылазки» на место съемки в вашей голове могут появиться множество новых, неожиданных и оригинальных идей, которые потом с успехом можно будет воплотить в реальность.

Обследуя натурную площадку, не забудьте обратить внимание на вопросы правообладания. На фотографиях, которые предназначены для продажи через фото-банк и дальнейшей публикации или широкого тиражирования, не должно быть объектов, которые  помешают лицензированию этого изображения. Проще говоря, логотипов, вывесок с названиями магазинов и тому подобное.

Совет седьмой. Не пренебрегайте комфортной рабочей одеждой!

Кроме комфортной обстановки на месте съемки и «комфортных» участников творческого процесса, комфортной должна быть так же и одежда самого фотографа. Согласитесь, в удобной одежде и работать приятнее, и вообще даже двигаться проще! Ваша экипировка, как и всё остальное, о чем мы сегодня уже говорили и будем еще говорить, тоже должна быть продумана до мелочей! И чем лучше вы это сделаете, чем больше нюансов в  своей экипировке вы учтете, тем удобнее вам будет работать. Ведь вам не придется раздражаться и отвлекаться на разного рода мелочи, которые могут даже «сбить» творческий настрой! А это очень важно в такой работе, как фотографирование! Если съемочная площадка находится на солнцепеке – прихватите с собой солнцезащитные очки и шляпу, зонтик или еще лучше какой-нибудь тент для того, чтобы все участники работы во время пауз могли отдохнуть в тени. Ваша одежда должна иметь достаточное количество удобно расположенных карманов, в которых вы всегда сможете разместить все нужные вам мелочи и аксессуары. Ну, например,  объективы, бленды, салфетки  и многое другое. Обувь фотографа тоже должна быть удобной. Если ботинки будут вам жать или натирать ноги – это наверняка скажется на результате работы. В некоторых случаях не лишними будут и наколенники. Снимки с низких точек зачастую бывают очень эффектными. Иногда может потребоваться и что-то типа коврика или легкой подстилки. Вполне возможно, что вам придется снимать из положения лежа. Если предполагается зимняя съемка на улице – подумайте об утеплении и защите от возможного снегопада.

Совет восьмой. «Пристреляйтесь» к модели заранее!

10_sovetov_po_stokovoy_fotografii

И это тоже важно! Далеко не все люди ведут себя во время съемки так, как вам нужно, как бы вам хотелось. Особенно такое может быть с начинающими, с неопытными моделями, с непрофессионалами в этом деле. Ведь вся обстановка, складывающаяся в студии, сам процесс творческой работы для них, можно сказать, в диковинку. Они не привыкли к этому, и съемка для неопытной модели неожиданно для нее, да и для вас самих, может даже оказаться в некотором роде стрессом.  Поэтому могут появиться и капризы, и взаимные непонимания, и претензии друг к другу, вызванные всем этим. Вот именно поэтому прежде чем начать вплотную работать с той или иной моделью, нужно поближе с ней познакомиться, познакомить ее с работой, которая вам и ей предстоит, подробно рассказать ей, как всё будет происходить. Чтобы не разочаровать модель, познакомьте ее со студией. Проведите небольшую тестовую съемку. Покажите ей результаты этих тестовых работ. При помощи всего этого вы в значительной степени снизите свой риск. Ведь вполне может случиться и такое, что именно из-за модели, из-за ее неготовности к работе может сорваться вся съемка.  Ваше время, да и не только ваше, а и время многих других людей, задействованных в работе, может оказаться потраченным зря, впустую. К тому же, это может принести всем и финансовые издержки.  В таком случае вам, вполне возможно,  придется думать и об экстренной замене модели.  Вот поэтому отнеситесь к этой стороне вопроса очень серьезно. Кроме того, во время предварительного знакомства с моделью и тестовой съемки вы сможете открыть в этом человеке то, что не рассмотрели раньше, то, что до вас, возможно, не увидели другие фотографы! А это – огромный плюс!

Совет девятый. Не жалейте времени  на формальные приветствия!

Перед тем, как начать работу в студии или на любой другой съемочной площадке, всех участников съемки нужно представить друг другу. Об этом мы уже говорили чуть выше. Но совсем не лишним будет повторить это еще раз, и даже выделить в отдельный совет.  Такое знакомство сотрудников, представление их друг другу, сделает вашу творческую группу намного более сплоченной и дружной, укрепит взаимное уважение в вашем маленьком и уютном коллективе. Этот способ совершенно не затратный ни по финансам, ни по времени. Но, поверьте, он очень эффективен. Да и психологи сегодня об этом тоже постоянно говорят.

Совет десятый. Отключите сотовые телефоны!

Мобильники, а тем более смартфоны – это страшно. Поверьте. Это очень серьезная помеха в любой работе. В том числе и в работе всего вашего творческого коллектива. Если смартфон или любой другой коммуникатор включен – люди постоянно будут отвлекаться. Отвечать на звонки, на реплики в различных чатах, «зависать» в социальных сетях… Всё это отвлекает и самого работника, и его соработников. Смартфон легко и просто может поглотить все ваши усилия по созданию доброй и творческой атмосферы на съемочной площадке! Вот поэтому найдите в себе силы убедить партнеров по работе на время съемки отключить все свои гаджеты. Или, что будет еще лучше,  вообще убрать их подальше от рабочего места. Их отсутствие на время работы в значительной степени повысит ее эффективность! Ведь все участники, задействованные в совместном творческом процессе,   не будут отвлекаться и, что называется, «дергаться» то и дело. И модель, и все ваши помощники сосредоточатся исключительно на работе и будут реагировать только на ваши указания и деловые реплики партнеров.

Нажмите ESC чтобы закрыть