Может ли поэт быть фотографом? Заманчиво и грустно быть одновременно и тем, и другим. Некоторые считают, что литературный язык проигрывает языку фотографическому, который едва-едва выбирается из детской кроватки… Но… Фотограф может быть оригинальным! И это - очень заманчиво!
Может быть, кто-то и улыбнется, прочитав это. Леонард Фрид (Leonard Freed) был уверен в этом. Он считал, что искусство фотографии превосходит все другие виды искусства. Возможно, это немного наивное мнение, но, тем не менее, именно эта наивная вера в самое молодое искусство, в возможности самовыражения в нем, придавали силу этому одному из самых известных фотожурналистов прошлого века.
Родился Леонард в Нью-Йорке, в рабочей семье еврея-эмигранта из Белоруссии, 23 октября 1929 года. Детство его прошло в Бруклине, рабочем районе города. Удивительно, что у подростка, выросшего здесь, так рано проснулся интерес к творчеству, к искусству. В конце своей жизни в одном из своих интервью Леонард Фрид говорил, что никто не мог тогда понять, почему он в детстве ходил на выставки и в музеи, в то время как сверстники интересовались спортом, поп-музыкой и прочим… Ему не с кем было поделиться своими впечатлениями об увиденном и услышанном. «А спортом и поп-музыкой я и сейчас не интересуюсь» - улыбался Фрид в ответ на вопрос журналиста.
Фотографией Леонард Фрид увлекся в начале пятидесятых годов, когда путешествовал по Северной Африке и Европе. А после того, как вернулся на родину, прошел курс фотографии у знаменитейшего в ту пору фотографа и мастера полиграфического дизайна Алексея Бородовича. Вскоре начинающий фотограф познакомился с Эдвардом Стейхеном, директором отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке. Авторитет Стейхена в мире искусства был огромен, для художников и фотографов он был живой легендой. Посмотрев работы Фрида, Стейхен посоветовал ему стать… водителем грузовика. И так пояснил свои слова: Вы входите в тройку самых лучших молодых фотографов, из всех мне известных. Но те двое сейчас занимаются коммерческой фотографий, и стали мне совершенно неинтересны. Авторитетный искусствовед порекомендовал Леонарду оставаться любителем. Тем не менее, захотел приобрести для музея несколько снимков Фрида. Но фотограф так и не привез свои работы Стейхену. Потом он пожалел об этом. В том же интервью мастер говорил: «В тот период начала моего творчества это предложение было для меня более чем почетным».
Леонард Фрид не прислушался к совету Стейхена. Не стал водителем грузовика. Но и в коммерческую фотографию не ушел. Он стал фотожурналистом. И успех к нему в этой сфере пришел очень быстро. После выхода фотоальбома «Черные в белой Америке» («Black in White America»), в котором рассказывалось о борьбе чернокожих в США за свои права, имя Фрида стало известно во всем мире. Альбом вышел в Нью-Йорке в 1968 году. Его тираж составил более 60 тысяч экземпляров.
Второй проект Фрида был также успешен. Он рассказывал о работе Нью-Йоркского полицейского участка. После этого в Америке и Европе прошли несколько персональных выставок мастера, которые стали своеобразным подведением итогов его почти десятилетней работы. В 1980 году выйдет его книга «Полиция за работой» («Police Work»).
В 1972 году Леонард Фрид становится членом созданного в 1947 году фотоагенства «Magnum Photos». Его отцами-основателями были Анри Картье-Брессоно, Роберт Капа, Дэвид Сеймур и Джордж Роджер. К семидесятым годам это агентство стало, пожалуй, самым известным в мире объединением фотографов, которые занимались фотодокументалистикой. Членство в «Magnum Photos» считалось и большой ответственностью, и огромной честью для фотографа. Фрида признали достойным.
Леонарда тогда стали называть Concerned Photographer, что можно перевести как «фотограф несправедливости». Фотодокументалист не выпуская из рук своего инструмента, находил всё новые и новые темы и сюжеты для своих документальных повествований о тяжелой жизни современников. Concerned Photographer можно перевести и как «беспокойный фотограф». К Леонарду прекрасно подходили оба эти определения.
Фрид работал не только в Соединенных Штатах. Он снимал в доброй половине всех стран планеты, был известен как неутомимый путешественник. Его снимки публиковались в самых известных периодических изданиях мира. Леонард Фрид издал более десяти книг, повествующих о нелегкой жизни людей на разных континентах. Кроме всего этого, он постоянно принимал участие в различных групповых фотовыставках, были выставки и персональные.
Помимо фотографии, Леонард Фрид занимался и кинодокументалистикой. Он снял несколько фильмов для телевидения Дании, Бельгии, Японии. Леонард считал фотографию новым средством визуального общения. Фотография – это более чем искусство, говорил он. И этому языку еще предстоит созревание. С помощью языка фотографии будут преодолеваться культурные, религиозные, языковые и другие барьеры не только между людьми, но и между народами. Первые шаги человека по луне и первые шаги Христофора Колумба по Америке – это уже история, считал Фрид. Но в первом случае у нас есть визуальное свидетельство произошедшего, а во втором – только литературное. Астронавт для каждого жителя земли выглядит абсолютно одинаково, вплоть до мельчайших деталей, так как все его видели на фотографии. Говоря: фотографическим языком «Первый человек на Луне», мы говорим на одном языке и с китайцем, и с европейцем, и с африканцем. Колумба же никто из ныне живущих не видел, и мы можем лишь вообразить, как он выглядел, основываясь на его словесное описание современниками.
Умер Леонард Фрид 29 ноября 2006 года от рака. Свои последние слова он сказал жене:«No more pictures». «С фотографией покончено». Кто-то это считает легендой. Возможно, это и так. Но возникла эта легенда не на пустом месте. Вряд ли был еще в мире фотограф, который с такой преданностью, и в то же время нежностью относился к своей профессии. «Фотография – это жизнь - сказал он однажды. – Хотя я и сам не понимаю, что это значит». Думается, что художник понимал это. Просто он не смог выразить языком слова. Президент Magnum Photos немецкий фотодокументалист Томас Хепкер однажды шутя окликнул уже ушедшего в иной мир друга: «Эй, Леонард! Я думаю, ты сейчас там, на облаках, прогуливаешься со своей Лейкой и высматриваешь какую-нибудь интересную сценку? Ищешь квинтэссенцию и юмор в ней? Строишь композицию? Не останавливайся, друг!»