Зум взрыв (zoom-burst)

В сегодняшней статье  мы расскажем вам о взрывотехнике. Вы удивлены? Ведь наш сайт о фотографии повествует… Не удивляйтесь и не переживайте. Все будут живы и здоровы. Никаких военных действий, никакого дыма и огня тут у нас с вами не будет. Больше того, нам даже никаких взрывчатых веществ не потребуется. Потребуется нам всего-навсего самый обыкновенный зеркальный фотоаппарат и зум объектив. Эти аксессуары есть у каждого фотографа. Ну, практически у каждого. Короче, если вы всё еще не поняли, о чем пойдет речь в сегодняшней статье, скажем конкретно: сегодня мы расскажем вам о том, что такое зум взрыв и как его создавать на фотографиях.

 Так что же такое зум взрыв? Он очень далек от настоящих взрывов. Если сказать коротко, то зум взрыв - это  эффект расползание ярких пятен изображения,  получающийся за счет того, что во время экспонирования фотограф меняет фокусное расстояние объектива. В результате объект на фотографии получается как бы взрывающимся изнутри, от центра картинки во все ее стороны. Одни считают, что все линии в таком изображении расходятся от центра к краям, а другие же думают с точностью до наоборот – по их мнению, изображение сходится от краев к центру.  Но на самом деле имеют место быть оба эти варианта. Как получить тот и другой эффект мы расскажем чуть-чуть попозже, потерпите пожалуйста.

Как получить  на фотографии зум взрыв

Zum_vzryv_(zoom-burst)

 Как вы все прекрасно знаете, чем короче выдержка, на которой вы фотографируете, тем шанс получить четкое изображение становится гораздо большим. Теоретики фотодела даже специальную формулу разработали. Суть ее в том, что выдержка должна быть равна знаменателю, равному размеру фокусного расстояния объектива, которым вы снимаете. Ну, например, фотографируете вы объективом с фокусным расстоянием 85 мм, значит и выдержка должна  быть не более 1/80 секунды. В этом случае изображение у вас точно не смажется в кадре.  Но, как говорится, покажите нам, где написано о том, что эту формулу нужно беспрекословно соблюдать? Кто вообще сказал, что правила и законы композиции тоже нужно соблюдать? Где вы читали о том, что каждый человек должен жить по определенным правилам? Нет, нет, и еще раз нет! Особенно это касается творчества, искусства. Как уже много раз писали и говорили различные авторы книг и статей, законы композиции нужно знать только лишь для того, чтобы нарушать их. Вспомните работы классиков в живописи, скульптуре, архитектуре, или наш пример – в фотографии.  Так ли уж четко и часто классики соблюдают каноны, установленные их предшественниками? Вот именно поэтому мы и призываем вас начать думать и экспериментировать. И ничего не бояться.

Zum_vzryv_(zoom-burst)

 Итак, чего мы можем добиться, нарушая вышеуказанную формулу соотношения выдержки и фокусного расстояния объектива?  А добиться мы можем вот чего:

  1. Кадр будет испорчен обыкновенный шевеленкой. Проще говоря, ваши руки не удержат фотоаппарат в неподвижном состоянии во время экспонирования, и изображение будет смазано.
  2. Мы можем получить прекрасные снимки «смазанной» воды в бурной реке или ее потока в водопаде, если будем фотографировать эту воду на достаточно длинной выдержке. Ну, примерно 1/25 секунды. Или красивый ночной пейзаж при выдержке в полминуты. В этих случаях снимать нужно, конечно же, со штатива. Ну, в крайнем случае, поставьте фотоаппарат на какую-нибудь неподвижную поверхность. Правда. есть такие мастера фотографического ремесла, которые снимают с рук и на выдержке 1/10 секунды и даже больше. Но это не каждый сможет.
  3. Выставить на фотоаппарате длинную выдержку при съемке объекта, который довольно быстро движется. Ну, например, автомобиля на большой скорости. Этот прием называется «съемка с проводкой». Фон в этом случае на снимке получится  размазанным, а вот сам движущийся объект будет достаточно четким. Это придаст вашей фотографии динамичность.
  4.  Вы можете применить прием, который называется  «съемка  подкинутым фотоаппаратом». В этом случае  тоже нужна длинная выдержка.
  5.  Вот тут мы и подошли к различным другим способам намеренного смазывания  изображения,  в том числе так называемого зум взрыва, которому и посвящена наша статья. Об этом приеме мы и будем говорить сегодня.

Первым делом нужно сказать, что ни в коем случае нельзя путать шевеленку и намеренное смазывание. Интернет в наши дни практически забит разного рода фотографиями. И эти фотографии на треть нерезкие. Что интересно, сами их авторы поясняют, что нерезкость эта – намеренная. Хотя верится в это с большим трудом. Никогда не  забывайте о том, что грань между случайной шевеленкой и намеренной нерезкостью все-таки есть, и она довольно хорошо видна даже неспециалисту в сфере фотографии. Шевеленка обычно происходит случайно, по ошибке, по недосмотру фотографа. Ее не ждут. Ее не делают намеренно. А вот смазывание изображения для того, чтобы подчеркнуть что-то в кадре, например, движение, фотографами делается специально, намеренно и осознанно.

Как создавать на фотографии зум взрыв

Zum_vzryv_(zoom-burst)

  Начнем, пожалуй.  Первым делом скажем пару слов о технике создания зум взрыва и дадим несколько рекомендаций начинающим взрывателям.

1. Итак, берем в руки зеркальный фотоаппарат, в который вставлен зум-объектив. Тут нужно оговориться, что этот зум должен иметь управление с помощью кольца, расположенного непосредственно на объекте. Фотоаппарат, в котором зум управляется с использованием мотора привода, нам не подойдет. Стало быть для подобного рода съёмок компактные камеры, или проще говоря мыльницы, использовать невозможно. Не подойдут нам также и объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые  так же называют фиксами.

2. Переходим к следующему этапу. Берем штатив, или как следует продумываем  любой другой способ установки фотоаппараты неподвижно. В крайнем случае, можно снимать и с рук, но для этого вам придется принять очень устойчивую позу или, например прислониться к стене.

3. Запомните, что главным в кадре является объект, который вы решили фотографировать. Для зум взрыва объект нужен интересный, яркий и достаточно контрастный по отношению к  окружающему пространству. Контраст должен быть не только цветовым, но и световым. Тут нужно учесть то, что первым делом на светоприемнике фиксируются светлые, яркие детали изображения. Темные детали фиксируются во вторую очередь. Вот именно по этой причине более заметный след на фотографии, на которой изображен зум взрыв, оставляют яркие, светлые объекты.

4. Не мучайтесь с автофокусом. При съемке зум взрыва используйте ручную наводку на резкость.

5. Для создания зум взрыва лучше всего подходят широкоугольные зум-объективы. У таких объективов эффект сужения-расширения получается намного лучше. Дело тут в том, что  у них шире охват пространства. Другими словами, зум взрыв, сделанный объективом 12-24 миллиметра, получится намного красивее, чем взрыв объективом 18-70 миллиметров, даже несмотря на то, что кратность последнего намного больше.

6. При создании зум-взрыва необходимо обращать внимание не только на выдержку, но и на диафрагму объектива, на которой вы будете снимать. Для того, чтобы у вас получились четкие линии, диафрагму нужно умеренно прикрыть. Но при этом всегда помните о том, что если диафрагма у вас будет шире, чем ее допустимое значение на длинном конце фокусировки (к примеру, при фокусном расстоянии 70 мм. она может быть только 5,6,  а вы установили 4), автоматика вашей фотокамеры автоматически закроет ее, чем испортит задуманную вами картинку. Вот именно по этой причине зум взрыв лучше всего создавать в режиме приоритета диафрагмы. Ну, а если вы опытный фотограф, то можно попытаться получить этот эффект, используя полностью ручной режим съемки.

7. По мере накопления вами опыта по созданию зум взрывов, начинайте подключать к своей работе вспышку. Вспышку нужно подключать в режиме медленной синхронизации. Эффекты различных режимов заметны в этом случае особенно хорошо. Если вы установите синхронизацию по передней шторке, а кольцо объектива будете вращать от более широкоугольного конца к менее широкоугольному, то на картинке, созданной вами, получится иллюзия сужения объекта. Но если вы повторите эти же движения при синхронизации вспышки по задней шторке, то на снимке получите расширяющийся к краям кадра объект.

8. Когда вы немного освоите технику съемки зум взрыва, когда у вас будет получаться что-то пристойное, попробуйте провести еще один опыт. Экспонируйте кадр при вращении не только кольца изменения фокусного расстояния на объективе, но и вращая непосредственно сам фотоаппарат. Сделать это совсем не сложно. Одной рукой нужно взять фотокамеру за кольцо зума, а второй рукой вращать ее во время нажатия на спусковую кнопку. В таком случае к эффекту зум взрыва у вас прибавится еще и эффект спирали. Съемка при смещении фотоаппарата во время экспонирования – занятие очень интересное. Обязательно попробуйте. Вращать фотоаппарат можно в разные стороны: по часовой стрелке или против хода ее движения. Можно и просто при съемке на длинной выдержке намеренно дернуть аппарат вправо или влево, вверх или вниз. Некоторые даже ухитряются сделать что-то типа зигзага или молнии… При такой съемке можно иногда получить очень красивые картинки!

Zum_vzryv_(zoom-burst)

Вот и всё, что мы хотели вам сегодня рассказать. Но не останавливайтесь на том, что вы узнали из этой статьи. Смелее шагайте вперед. Пробуйте, ставьте новые и новые опыты. Тренируйтесь. Конечно же, абсолютно всё фотографировать в технике зум взрыва нет никакой необходимости. Но, уверяем вас, что через два-три дня таких опытов вы научитесь применять технику зум взрыва в нужный момент.

Удачных и красивых взрывов вам!

Нажмите ESC чтобы закрыть