Портрет, пожалуй, является одним из самых распространенных жанров фотографии. Каждый фотограф хотя бы раз в своей карьере снимал портрет, а любой из людей, хоть единожды, становился на место модели. Самым ярким примером, пожалуй, является фотография на документы. Во многих фотоателье раньше человеку предлагали самому найти свое фото из кучки чужих. Интересно, встречали ли когда-нибудь люди среди кучки чужих лиц? Нельзя говорить однозначно о причине, по которой мы вынуждены всю жизнь стыдиться фотографии в документах. Возможно, виноват сам фотограф, возможно, плохой снимок обусловлен особенностью снимаемого или неудачно пойманным моментом. Не исключено так же, что причиной всему непрофессионально выставленный свет.
На первый взгляд такой простой портрет является, без преувеличений, одной из самых сложных задач для фотографа. Существует одно очень важное правило: портрет для человека, а не человек для портрета. О нем порой напрочь забывают, увлекаясь выбором позы, постановкой света, техникой съемки. Конечно, все это важно, именно благодаря этим тонкостям можно смягчать или подчеркивать те или иные особенности лица человека. Но, одно дело естественным образом скрыть недостатки или подчеркнуть достоинства, а совсем другое – создавать портрет неестественный, с кожей, как у фарфоровых кукол, при этом порой не гнушаются даже дорисовывать какие-то элементы. Тогда лицо человека превращается в некий орнамент, служащий для завершения дизайна помещения, служит элементом стиля, и только. Конечно, ретушь в портретах не исключает себя полностью, но чрезмерное увлечение ей может привести к концовке, похожей на одну известную сказку, где персонаж использовал трафарет для написания портретов клиенток, ведь они хотели иметь такую же форму носа, губ, размер глаз и т.п. Отличить работы живых людей от изображений манекенов довольно таки сложно. Не легче и отказывать моделям, желающим, чтобы их портрет был перво-наперво – «красивым». Видимо, именно поэтому техника огламуривания оттачивается, шлифуется день за днем, не так много людей преодолевают желание идти по пути наименьшего сопротивления. В результате изображения получаются малопривлекательными: глаз, скользя по поверхности, не проникает внутрь фотографии. Невозможно увидеть характер человека, его настроение, историю жизни. Такой портрет больше похож на рекламу предмета, который готовят к продаже.
Что же, помимо сходства, должно быть в портрете? Что является главным при его создании? Для фотографии, используемой в документах, сходство – главный и неотъемлемый ее элемент. А вот так ли обязательно сходство для других портретных изображений? Обратимся к словам Моисея Наппельбаума, знаменитого фотографа- портретиста. Его представление о сходстве, как таковом, изменялось по мере расширения кругозора и увеличения опыта. По его слова, лишь приступив к сознательной работе, он отбросил для себя немало стандартных определений и изменил взгляд на, казалось бы, стандартные понятия, в их числе было и сходство. В начале пути он полагал, что сходство лежит в точной передаче черт лица. Однако, лишь позже фотограф понял для себя, что даже самая тонкая работа не гарантирует полного сходства портрета с моделью, ведь человек являет собой не только сумму внешних элементов и черт, фотография должна иметь некое душевное сходство, характер. Весь вопрос лишь в том, как же поймать в долю секунды эту «правду характера»?
Например, можно увлечься историей фотографируемого, изучением его характера, душевных и личностных качеств. Естественно, все это лишь на короткий промежуток фотосессии. Так будет легче найти в портрете живого человека, там останется и часть самого автора. Хорошо, если человек может жестикулировать и говорить, не обращая особого внимания на самого фотографа. Так можно поймать из множества взглядов, жестов, мимики, именно того человека, который нужен фотографу.
Видимо, именно по этой причине, портреты людей, которых хоть немного знаешь, получаются удачнее. Для чего снимается портрет? Для одной, но самой главной находки – момента, который превратит простое копирование в настоящую историю о человеке. Зная особенности лица, мимики, характера человека, достичь этой цели куда легче, чем если впервые видишь чье-то лицо.
А теперь посмотрите в зеркало и сравните то, что вы видите, с фотографией в паспорте. Те же черты лица: нос, овал лица, форма глаз и т.п. Казалось бы, сходство есть, но это, вроде бы, и не вы в то же время. Все дело в том, что в этой фотографии не отражена ваша история, в ней нет никакого отношения к вам фотографа, лишь простое сходство, которого, как оказывается, мало для получения хорошего портрета. Конечно, случается и так, что история может сложиться сама по себе, тогда снимок получается живым без всяких усилий. Но как ни старайся, загадка о том, что именно выводит портрет на новый уровень восприятия, останется неразгаданной. Возможно, это будет случайная деталь, как это было у Р.Барта. Для него это стало колье, надетое на фотографируемую, которое было точь-в-точь таким же, какое носила его погибшая родственница. Для кого-то это будет рассказ, который человек сможет прочесть в портрете. Ведь, по словам А. Родниченко, не может быть единой истории в портрете, ведь человек являет собой сумму характеров и образов, которые отнюдь не похожи друг на друга, но даже могут представлять собой прямые противоположности.
А может, это композиция, пластическое переосмысление действительности, когда образ появляется на белом листе, будто из ниоткуда, смотрит именно на тебя и улыбается именно тебе, причем, как-то по-особенному, как никому, кроме тебя. Видимо, именно эта неопределенность, неразгаданная загадка, тайна, манит всех, кто пытается уловить мгновение сходства себя самого с неким неопределенным идеалом.