Остановись, движение! Или урок фотографии автомобилей!

Жизнь – это движение. Она априори переменчива, хаотична, что усложняет познание ее посредством фотографии. Конечно, к скорости естественных процессов мы приспосабливаемся неосознанно, и камеру на лоне природы тоже можем употребить. Но вот за событиями техногенного характера глазу подчас уследить непросто. Ведь в стремлении сделать быт предельно комфортным мы частично ослабили контроль над ним. Положим, маневры истребителя или полет ракеты взору общественности предстают нечасто. Зато без вереницы автомобилей трудно представить городской или пригородный пейзаж. Эти не всегда роскошные средства передвижения имеют достаточно сложный нрав. Когда не нужно, они нахально влезают в кадр, а когда, напротив, за ними охотишься, можешь так ничего путного и не добиться. Как же фотографу не попасть впросак, подобно болванам полицейским из комедии «Такси»? Нужны ли для этого какие-нибудь форсированные турбообъективы? Поговорим об этом с двумя признанными мастерами по художественной съемке автомобилей.

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Причины фотографического интереса к автомобилям лежат, как говорится, на поверхности. Эти продукты инженерного гения олицетворяют свободу, успешность и чистую техногенную мощь. Влюбленность в четырехколесных друзей человека обычно венчает определенный период взросления. Бывает, что со временем она затухает, как любое удовлетворенное чувство. Некоторые проносят его через всю свою жизнь. Первый наш эксперт, Уебб Бленд не сразу связал воедино свои детские увлечения. Но однажды дороги, что были для него параллельными, все же пересеклись. «Я фотографирую, наверное, лет с пяти, – рассказывает Уебб. – Думаю, что мое увлечения автомобилями началось с этого же возраста. В 2006 году, будучи на третьем курсе колледжа, я осознал две вещи. Во-первых, я не хочу больше учиться на дизайнера, во-вторых, мне нравится снимать автомобили моих друзей. Так возникла мысль объединить два моих давних хобби. Ведь я испытываю одинаковую страсть и к автомобилям, и к фотографии. Когда мне доводится выезжать за город, я все равно кручу головой по сторонам, выискивая интересные сюжеты на будущее». 

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

У Скотта Дьюкса, второго нашего эксперта, раньше сформировалась именно любовь к фотографии. Автомобили лишь вывели ее на серьезную профессиональную магистраль. «Машины начали меня интересовать, когда был тинэйджером, – вспоминает фотограф. – К тому времени у меня уже имелся серьезный фотолюбительский опыт. Тут как раз подвернулась вакансия ассистента фотографа. Я хорошо проявил себя и вскоре занялся съемкой машин на профессиональной основе. Можно сказать, что мне повезло.  

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Впрочем, даже теперь я остаюсь всеядным в фотографическом отношении. С удовольствием снимаю все, что оказывается поблизости: автомобили, соревнующихся спортсменов, свою девушку и даже пса, что ей принадлежит».
 

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Сначала мы попросили наших экспертов сформулировать квинтэссенцию автомобильной съемки. Вдруг ее можно выразить буквально несколькими фразами, и долгие расспросы тогда окажутся ни к чему. Уебб Бленд высказался на этот счет подробно и обстоятельно: «Лучшее, что я могу посоветовать новичкам – это тщательно выбирать будущее место съемки. Без красноречивого заднего плана нельзя создать успешный фотопродукт. Представьте, что вы снимаете феррари стоимостью $2,5 млн. Но если эта машина будет стоять в глубине переполненной парковки, то кто обратит на нее внимание? Фон должен работать в тандеме с автомобилем, подчеркивая его лучшие качества. В противном случае снимок никогда не будет удачным. Работая над проектом, я обычно трачу несколько недель на поиск выгодного антуража для съемки. Попутно у меня накапливается информация о местах, которые могут впоследствии мне пригодиться. Необходимо четко понимать, что каждая машина сугубо индивидуальна. Например, серебристый Rolls-Royce Phantom не будет смотреться в заброшенном самолетном ангаре. А вот для оранжевой Nissan GTR подобная обстановка подойдет оптимально».
 

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Скотт Дьюкс решил не утруждать себя примерами, а сделал упор на характер и философию: «Фотограф должен уметь раскрывать суть любого предмета. Будь то автомобиль или что-нибудь еще. Важно не только показать в кадре выразительный сюжет, но еще и придать ему налет уникальности. Следует иметь в виду, что без усилий в жизни ничего не добьешься. Особенно, если вы решили связать ее с творчеством. Чтобы преуспеть на этой стезе, крайне необходимо научиться держать удар».

 Итак, наши уважаемые эксперты не сошлись в своих приоритетах. Что ж, будем разбираться с ними далее. Нет лучшего материала для изучения автомобильных фототонкостей, чем иллюстрации в специализированных журналах. Благодаря им можно ознакомиться с наиболее распространенными подходами и адаптировать их к собственным задачам. Например, существует мнение, что многие машины выгодней снимать снизу верх. Такой ракурс максимально подчеркивает их динамизм и стилистические достоинства. Устанавливать камеру на уровне глаз не рекомендуется, ибо такой фотовзгляд грешит тривиальностью. Может принести эффект и съемка машины с возвышения. Так нередко фотографируют элитные высокотехнологичные модели типа феррари и ламборджини. Наконец, обратите внимание на то, в какой обстановке красуются журнальные автомобили. Нетрудно заметить, что две наиболее преобладающие темы – это магистрали и гаражи. Постарайтесь, по возможности, отойти от данных шаблонов и придумать нечто более оригинальное.  

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Трудности подстерегают фотографа машин буквально на каждом шагу. Ну не придуман еще такой автомобиль, чтобы проезжать дистанцию от замысла до фоторезультата. Значит, нужно полагаться на свой внутренний двигатель, сжигая в качестве топлива вдохновение и страсть. «Еще раз повторю, что нет в нашем деле ничего сложней, чем выбор подходящего фона, – настаивает Уебб. – Подчас находишь какой-нибудь дивный уголок и понимаешь, что привезти автомобиль сюда не получится. Иногда все упирается в отсутствие нормальных дорог, иногда проблемой становится соблюдение безопасности. А думаете легко договориться насчет аренды помещения или участка? У нас ведь далеко не безграничный бюджет». Скотт больше обращает внимание на сложности технического свойства: «Не скажу, что так бывает всегда, но иногда с машинами приходится помучаться. В их конструкции хватает элементов из металла и стекла, которые являются отражающими поверхностями. Борьбу с отражениями усугубляет тот факт, что фотограф не может повлиять на окружающую обстановку или цвет авто. Само собой, бывают и организационные сложности. Если находишься гдето без официального разрешения, нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы никому не попасться на глаза».

Фотографический техосмотр


Ну а какова у данного вида творчества материальная база? Есть ли в аксессуарах для автомобильной съемки что-либо особенное? Предоставляем слово Уеббу Бленду: «Во всех своих проектах я использую камеру Canon EOD 5D MKII. Эта модель идеально соответствует всем моим нуждам. Ее высокое разрешение позволяет добиться любой детализации. А функцию видеосъемки можно применять в информативных целях. Знаете, я использую камеры марки Canon 10 лет, и еще ни разу мне не довелось пожалеть об этом. Впрочем, сейчас на моей повестке дня стоит съемка в среднем формате. Поэтому я подумываю о приобретении системы Phase One. Сейчас в моем арсенале пять объективов. Могу их перечислить: TS-E 17mm f/4 L, 16-35mm f/2.8 L, 35mm f/1.4 L, 85mm f/1.2 L и 70-200mm f/2.8 L IS II. Больше всего мне импонирует 16–35 мм объектив. Именно им выполнено большинство моих автомобильных фото. Охват этого объектива достаточно широк, чтобы вместить исчерпывающее количество деталей. В то же время он не искажает перспективу, как это делает “рыбий глаз”.

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Нетрудно заметить, что в моей коллекции нет ничего, для области 36–69 мм. Это потому, что я не вижу существенных перспектив для съемки в данном диапазоне. 70–200 мм объектив я пока использовал только дважды. Просто приобрел его пару месяцев назад. Он продемонстрировал отличные результаты при f/2.8, и в будущем я на него очень рассчитываю. Когда нужно выделить определенную деталь машины, я обычно задействую 35 мм объектив. Еще он хорош для сюжетов с размытым фоном, снятых примерно на уровне земли».
 

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Свои предпочтения в подборе инвентаря Скотт Дьюкс выразил в более лаконичной манере. В этом вопросе у него с Уеббом оказалось довольно много общего: «Для проектов средней значимости я выбираю зеркальную фотокамеру Canon. Заказы же крупных рекламодателей обязывают к съемке в среднем формате. Если же говорить об оптике, то ее выбор диктуется фотографическим стилем. Если вы освещаете, например, мотогонки, вам понадобятся дальнобойные и светосильные телеобъективы. Зато при стационарной съемке светосила уже не так важна ввиду отсутствия светового дефицита. Большую часть своих автомобильных работ я получил с использованием Canon 24-105mm IS F4L. Это отличный универсал, уж вы мне поверьте».  

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

В фотографической «аптечке» наших экспертов также присутствуют светофильтры. Круговые поляризаторы, к примеру, используют и Уебб, и Скотт. Эти аксессуары, как известно, устраняют отражения, и без них постобработка продолжалась бы ощутимо дольше. Уебб дополнительно использует фильтры нейтральной плотности, а также градиенты. Они нужны ему для продления экспозиции и лучшей проработки отдельных сегментов кадра. Надеемся, у вас не сложилось впечатления, что отражения являются табу для автомобилей. Если в них проявятся контуры элементов обстановки, то зритель это оценит и поймет. Неплохо, когда композиция выглядит естественно, хотя, конечно, отражение отражению рознь. Когда оно нарушает геометрию линий или в нем фигурирует неприглядный элемент (наподобие кустарника или столба), фотографу лучше отказаться от украшения такого типа.

 Наши эксперты признались, что они предпочитают снимать машины на открытой местности. У них нет предубеждений против работы в студии. Это скорее вопрос вкуса и других субъективных факторов. Скотт, например, признает, что в подготовленном помещении он как фотограф чувствует себя комфортно. Почему же тогда большинство его снимков рождаются на природе? Оказывается, Скотт просто любит путешествовать, исследовать новые места. Вот он и старается совмещать полезное с приятным. «Мне нравится снимать машины в естественной обстановке, то есть под открытым небом, – вторит коллеге Уебб. – В замкнутой среде автомобиль может выглядеть потерянным. На природе же возможности варьирования фоном безграничны, и для меня это очень важный аргумент. На данном этапе я тяготею к натуральным ландшафтам, предпочитая их урбанистическому антуражу. Считаю, что первозданный природный колорит лишь подчеркивает волнующую красоту автомобиля».  

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Естественно, мы не могли обойти вниманием вопросы подсветки. Здесь фотограф не может полагаться на мощь автомобильных фар. Иногда, как объясняют наши эксперты, можно обойтись одним лишь солнечным светом. Но при кажущейся простоте такая схема требует совпадения нескольких погодных факторов. Вообще автомобиль может неплохо выглядеть под ярким полуденным солнцем. Резкие тени вполне соотносятся со скоростью, накладывая образ движения через тьму. Понятно, такая агрессивная трактовка уместна далеко не всегда. К тому же солнечные тени хаотичны и малопредсказуемы. Как образно заметил Скотт, иногда, достигнув стадии шедевра, они плавно перетекают в стилистический кошмар. Фотограф признает, что ему гораздо проще, когда солнце освещает фон, а в подсветке автомобиля участвуют дополнительные источники. Света не бывает много, считает Скотт, который активно пользуется дисковыми отражателями.

«Наверное, приблизительно в 60 % случаев я удовлетворяюсь только солнечным светом, – рассуждает Уебб. – Если позволяет обстановка, я задействую пару дополнительных осветителей. Но иногда на это просто не хватает времени. Многое еще зависит от наличия или отсутствия помощника. Трудно перемещать громоздкую осветительную аппаратуру самому. Если говорить об интервале съемки, то мне подходит время ближе к полудню. Плотные тени меня не пугают, главное, чтобы солнце покрывало дефицит искусственных источников». Скотт не чурается арендовать осветители, когда ему не достает собственных. Это на природе ему хватает и четырех, а в студии их количество может возрастать многократно. Ну а вот Уебб обходится лишь своим осветительным багажом, состоящим из двух элементов AlienBees B1600 и одного AlienBees B800. Обычно фотограф располагает по одному осветителю по краям кадра в целях достижения равномерного охвата. Зонты и софтбоксы Уебб не жалует и использует их довольно редко. Он признался, что ему нравится создавать несколько вариантов подсветки и затем склеивать их в Photoshop.
 

Сила в движение
 

Как бы тщательно мы не подбирали фон, как бы скрупулезно не прорабатывали детали, всех этих усилий может оказаться недостаточно. Ибо в данном жанре есть еще один не менее важный ингредиент. И вы, наверное, уже догадываетесь какой. «Только в полетах живут самолеты», – утверждал известный композитор и поэт. Вот так же и автомобили раскрывают свой характер в движении. В статичном состоянии машина воспринимается как технологический шедевр, в котором изысканность переплетается с изнеженной хрупкостью. Ее энергетика при этом отнюдь не бросается в глаза, а в лучшем случае лишь угадывается. Другое дело – динамичный кадр. Мчащееся авто и вокруг размытый фон… Кажется, что машина разрывает само время и пространство. Можно ли добиться подобного эффекта простыми любительскими средствами? Нам расскажет об этом профессиональный фотодемиург.
 

«Производить съемку в движении мне помогает специальный механизм, – раскрывает карты Уебб Бленд. – Это держатель, один конец которого закрепляется на автомобиле, а другой захватывает фотоаппарат.

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Таким образом, он фиксируется вне машины на расстоянии 40 см. Теперь если автомобиль стартует, плоскость съемки останется стабильной. Правда, само механическое устройство тоже попадает в кадр. Потом приходится удалять и его, и вносимые им отражения. Для съемки с держателем я использую 16–35 мм зум, как имеющий самый большой охват. При движении нет смысла концентрироваться на отдельных деталях, дабы не отторгнуть динамизм. Все, что мне нужно, – это размытый фон, крутящиеся колеса и идеально четкая машина». Подходы к аналогичной задаче Скотта Дьюкса несколько более разнообразны. «Передать в кадре движение можно несколькими путями, – отвечает фотограф. – Например, с помощью держателя, снимая машину из другой машины или за счет техники проводки. И не стоит забывать о возможности объединения фрагментов в Photoshop. В общем, все зависит от характера проекта, хотя вариант с держателем наиболее распространенный». 

 

А теперь мы откроем вам главную автомобильную фототайну. Думаете, все автомобили с размытым фоном чуть ли не летят? Как бы не так! Их скорость может не превышать нескольких километров в час. При съемке с держателем этого достаточно, если использовать нейтральный фильтр и установить длительную выдержку. Для справки, максимальная выдержка в практике Уебба равнялась 97 с. Он подсчитал, что за одну поездку автомобиля его камера делает около ста снимков. Приятно, наверное, выбирать из такого богатого материала.

Справедливости ради надо сказать, что другие методы съемки подразумевают другой характер движения. Скотт уверяет, что техника проводки и сопровождение на параллельном авто применяются при скорости 40 или 60 км/час. Можно только представить, какая для этого нужна твердая рука. Впрочем, о секундных выдержках в данных обстоятельствах речь не идет. Скотт называет примерные цифры: 1/40 и 1/80 секунды.

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Остановимся подробнее на роли Photoshop. В этом жанре все должно быть доведено до максимального блеска. От качества фотографических иллюзий напрямую зависит окончательный коммерческий результат. Неудивительно, что на фронте пост-обработки ведутся ожесточенные цифровые баталии. Не зря существует такая поговорка: «Кривая вывезет». Соответствующий инструмент Photoshop реально повышает художественную проходимость автомобиля.
 

«Я так прикинул, что на получение одного фото у меня тратится от 20 минут до 3 часов, – рассказывает Уебб. – Зато его редактирование в Photoshop занимает в 4 раза больше времени. Мои аппаратные ресурсы таковы: 2 монитора с диагональю 24 дюйма, 12 Гб ОЗУ, беспроводной планшет Wacom Intuos4. И рад бы удовлетвориться меньшим, да не могу. В моей работе ошибки противопоказаны. Даже с таким оборудованием процесс редактирования протекает небыстро. Впрочем, я испытываю удовольствие, когда оттачиваю мельчайшие детали.
 

Касательно программ, которые я использую для редактирования, – это Lightroom 3 и Photoshop CS5. Хочу заметить, что я еще ни разу не публиковал не отредактированное фото, даже в Интернете. Для меня это вопрос гордости и профессиональных стандартов. Нельзя сказать, что я подвергаю кадр таким уж огромным изменениям. Обычно все сводится к повышению насыщенности цветов, усилению контраста, устранению фоновых деталей. Учтите, что менять оригинальный цвет машины ни в коем случае нельзя, это наша жанровая аксиома».

Ostanovis,_dvizhenie!_Ili_urok_fotografii_avtomobiley!

Интересно, что Уебб Бленд не считает конкуренцию в своем жанре чрезмерной. «Не скажу, что мне в затылок дышит многотысячная толпа, – дает объяснения фотограф. – Но она, конечно, больше, чем пару десятков человек. Профессионалов с хорошей репутацией, специализирующихся на авто, насчитывается примерно полторы сотни. Их приглашают автопроизводители и крупные автомобильные журналы. Добиться такого же положения пытаются несколько сотен фотографов-аматоров. Но если вы сможете проявить себя, продемонстрировать свой неповторимый стиль, вас тут же заметят. Вот я, например, с августа занимаюсь автомобилями Крайслер, подготавливая официальный анонс на будущий год. Но параллельно я получаю заказы от частных клиентов, владеющих экзотическими авто. Работа сама ищет меня, а не я ищу работу. Хотя пару лет назад все было иначе».
 

Ну а вы готовы бросить вызов Уеббу и прочим? На наших улицах немало ездит дорогих авто. Впрочем, начинать можно и с менее пафосного материала. Ведь частичка прекрасного есть в каждом автомобиле. И если вам удастся показать, допустим, таврию столь же изысканной, как феррари, то едва ли это достижение пройдет незамеченным. 

Источник: dphotographer.com.ua

Нажмите ESC чтобы закрыть