Архитектуру называют застывшей музыкой. Именно архитектура делает среду обитания человеческого сообщества не похожей на естественные ландшафты нашей планеты.
В идеале, она гармонически сочетается с ними, подчеркивает и дополняет их красоту, эстетически формируя окружение человека. Конечно, наши города далеко не всегда радуют своих жителей удачными архитектурными решениями и умелым художественным оформлением зданий и сооружений. Но зато каждый, имеющий в своем распоряжении «кусочек города» в виде квартиры, офиса, производственного помещения, магазина, ресторана (не обязательно быть при этом владельцем!), стремится сформировать его внутреннее убранство, то есть интерьер, в соответствии со своими эстетическими запросами. Не удивительно, что в наше время особым уважением пользуется профессия дизайнера. Если архитектор далеко не всегда может «разгуляться» (ввиду местной специфики отношений в обществе), то фантазии дизайнера интерьеров сегодня, пожалуй, ничто и никто не сдерживает. Можно вспомнить, как год за годом прогрессивно менялось доставшееся нам в наследство постсоветское пространство именно с точки зрения внутреннего оформления как квартир, так и общественных зданий.
И, конечно, каждый заказчик, каждый маломальски успешный дизайнер обязательно хочет, чтобы интерьер нового дома, квартиры или магазина был запечатлен на каком-либо носителе. Ведь воплощенная работа – его детище, да и искать последующие заказы, оперируя красочным портфолио, намного легче. Новички, разочаровавшись в возможностях айфонов и компактных камер, берутся за самостоятельную интерьерную съемку при помощи зеркалок. Но вполне закономерно терпят фиаско. Им не удается снять интерьер таким, каким он видится. Именно на этом этапе реализации замысла обычно вспоминают, что есть профессиональные фотографы. Даже несмотря на то, что «им же деньги платить!», в конце концов, дизайнер или же сам владелец недвижимости обращается к мастеру интерьерной съемки.
Задача фотографа, которого нанимают на такую работу, проста и сложна одновременно. Нужно максимально раскрыть достоинства интерьера, не создавая при этом больших сложностей для владельца: громоздкий студийный свет и команда помощников, понятно, нежелательны. Но и конечный продукт (отпечатки или слайд-шоу в компьютере), с другой стороны, должен заказчика «зацепить за живое» и создать у него ощущение, что деньги на фотосъемку потрачены не зря. Такое приятное «послевкусие», следующее за работой фотографа, есть своеобразной гарантией, что и впоследствии владелец обратится именно к этому мастеру. А насколько важны красочный и элегантный буклет, броский флаер, красивый рекламный постер, объяснять не приходится. Кстати, высшей (и весьма распространенной сегодня) формой признания фотографа есть рекламный биллборд. Учитывая их размер (любая ошибка будет заметна), понимаешь, что требования к съемке внутреннего убранства помещений сегодня весьма и весьма велики.
Фотохудожник Валентин Волков из Киева работает не только в «интерьерном» жанре. Ему подвластны свадебная, портретная, рекламная, предметная и многие другие виды съемки. Хотя, как нам показалось, умение правильно заснять интерьер различных помещений – его «конек». Главная черта авторского стиля – продуманность во всем. Композиционная завершенность сочетается у него с тонким чувством цвета и вниманием к отдельным деталям убранства. Учитывая эти достоинства, можно сказать, что его работам присуща та добротность, которую мы обычно отмечаем у выполненного с любовью и хорошим вкусом предмета материального мира.
Недавно нам удалось пообщаться с Валентином за чашкой чая, и он поделился мыслями о проблемах современной архитектурной и интерьерной фотографии.
В гости к заказчику
«Главная задача фотографа, снимающего интерьеры, – передать атмосферу и информативность снимаемого объекта. А также выполнить пожелания заказчика, используя все возможности фототехники и фантазии. Например, визуально увеличить размер помещений или акцентировать внимание на характерных деталях.
Особенностью этого вида съемки является то, что расставить все желаемое оборудование не всегда удается из-за скованности снимаемого пространства, поэтому приходится прибегать к некоторым хитростям. Прежде всего, использовать широкоугольную и сверхширокоугольную оптику. Она, как известно, дает сильные искажения. Поэтому всегда приходится дорабатывать и выравнивать линии перспективы в Photoshop. А вообще-то любая фотография должна создавать иллюзию объема на плоскости. Сейчас это даже модно – появились кинотеатры с 3D-эффектом! Но у наших зрителей нет поляризационных очков, поэтому в арсенале фотографа свои хитрости. Первая из них – показать линейную перспективу. Для этого нужно выбрать наиболее подходящий ракурс и воспользоваться той же широкоугольной оптикой. Линии в интерьере должны сходиться в определенной точке. Это может быть рисунок на паркете, кромки мебели или линии пересечения потолка и стен.
Второй способ – фокусировка на определенном предмете интерьера. Ваза с цветами, небольшая скульптура или любой эффектный предмет данного помещения будут как нельзя кстати. Для получения нужного эффекта подойдет светочувствительный объектив, фотографировать нужно будет на открытой диафрагме. Именно расфокус заднего плана (боке) и создает эффект объемности пространства. Заметим, что каждый светосильный объектив имеет свой неповторимый рисунок боке. Он определяется фокусным расстоянием, оптической схемой и количеством лепестков диафрагмы. Предпочтительна многолепестковая диафрагма. Достаточно часто фотографы интерьеров используют неавтофокусные объективы (устанавливаются на современные камеры через переходники), которые, несмотря на кажущуюся архаичность, имеют неповторимый рисунок размытия заднего плана.
Для передачи объема также служит использование объемного освещения (в противовес плоскому освещению прямой вспышки). Оно оживляет «уголок» интерьера и разделяет в нем отдельные элементы. При съемке пейзажей легкая туманность на заднем плане, которая делает предметы дальнего плана силуэтными или практически невидимыми, также есть одним из способов получения объема на плоскости. Но такой прием просто неприменим в интерьерной фотографии.
Работа фотографа состоит в том, чтобы наиболее выгодно и эффектно показать то, что уже есть. Поэтому я никогда не возьмусь критиковать труды архитектора или дизайнера интерьера. Но «исправлять» интерьер на снимке приходится всегда: что-то недосвечено или пересвечено, где-то расположился не очень красивый пожарный щиток, который нужно стереть, лишние провода, розетки, грязные бликующие поверхности – все это требует дальнейшей доработки в Photoshop. Часто эти «нежелательные» предметы и коммуникации появляются после того, как закончил свою работу дизайнер, именно на этапе ввода помещения в эксплуатацию, или же являются результатом того, что сам заказчик не предусмотрел на этапе проектирования.
Но бывает, что исправлять какие-то моменты приходится на этапе самой съемки. Был у меня один случай. В фотографируемом помещении было всего две картины. Заказчик хотел, чтобы на всех ракурсах на каждой из стен висели именно они. Поэтому при смене плана мы перевешивали эти два произведения искусства на каждую из стен. Хозяин помещения хотел выбрать один из ракурсов, так что проблема повторяющихся картин перед нами не стояла.
Свет в любой фотографии – это почти все. Точнее, одна из главных составляющих удачного снимка. Сейчас модно использовать точечные светильники, которые освещают нужные предметы убранства, хотя при съемке с «родным» интерьерным освещением их применение весьма проблематично, так как на снимке они дают пересвет на несколько ступеней. Фактически их нужно снимать с другой экспозицией и затем совмещать в слоях с основным изображением. Мне больше нравится иной способ освещения – когда лампы находятся в углах пересечения стен и потолка, при этом они закрыты рейкой (чтобы вниз не попадал прямой свет) и направлены в потолок. То есть фактически сам потолок превращается в большой софтбокс, освещающий комнату.
При постройке коттеджей достаточно часто применяют высокие потолки с мансардными окнами, которые дают естественный дневной свет. Он совпадает по цветовой температуре с импульсным светом, поэтому эти два освещения можно удачно комбинировать. Но далеко не всегда при съемке интерьеров можно использовать бытовое освещение. Чаще всего нужно применять дополнительное оборудование, – студийный свет, софтбоксы, рефлекторы и т. д. Но что делать, если их просто некуда ставить? Я решаю эту проблему при помощи всего лишь двух накамерных вспышек – одна светит в потолок, вторая – «рабочая лошадка» (зажигается от срабатывания первой путем светосинхронизации).
Процесс съемки примерно таков. Вначале выбирается нужный ракурс, и фотоаппарат устанавливается на штатив, вместо нажатия на кнопку спуска используется пульт дистанционного управления камерой или же электронный «тросик» (тогда еще нужен ассистент). Затем производится первый снимок – вспышки в потолок – для создания общего освещения, затем вспышку на камере можно перевести на минимальный импульс (только для поджига второй). Далее проводится серия снимков (при одном и том же положении камеры). Фотограф ходит по снимаемому пространству и точечно либо рассеянно (используя отражатель на просвет) досвечивает нужные ему элементы. Внимание, один снимок – один досвет! При этом можно повышать либо понижать мощность вспышки.
В итоге – все снимки накладываются в Photoshop в виде слоеного пирога на первый мастер-кадр с общим рассеянным освещением. Каждому слою добавляем черную (непрозрачную) маску. И затем последовательно протираем в каждом слое-снимке нужную освещенную часть. Поэтому не нужно бояться попасть в кадр при выполнении серии последовательных кадров – при наложении просто протирайте нужные места на маске слоя. Имея всего 2 источника освещения, получаете кадр с имитацией использования 10-12 источников. Впрочем, вы сами регулируете их количество, в зависимости от задачи: слишком много – не всегда хорошо. Пример такой съемки смотрите на следующей странице.
Конечно, никому из проектировщиков освещения интерьеров не придет в голову, что они создадут дополнительные трудности для фотографа. Ведь светильники разных типов дают свет разной цветовой температуры. Часто интерьеры имеют комбинированную подсветку на основе люминесцентных трубок, галогенных ламп, ламп накаливания, а порой и светодиодов (сейчас это модно). Чтобы избежать проблемы такого «разносветья» съемку следует производить в формате RAW. Для финальной картинки конвертируются несколько изображений из одного RAW-файла с разной цветовой температурой. Потом в Photoshop эти слои накладываются и протираются в нужных местах ластиком. Как вариант – съемку можно вести с полностью автономным импульсным светом, при этом величина свечения ламп в интерьере ничтожно мала, поэтому можно не обращать внимания на почти незаметную разбалансированность их температур.
Конечно, для успешной работы нужно выстроить свои отношения с заказчиком. В большинстве случаев – он сам не знает, как и что ему нужно отснять. Если кратко охарактеризовать заказ, то это звучит обычно так: «Главное, чтобы было красиво!» или «Мне нужно несколько снимков, чтобы показать 4 помещения и вход». Поэтому нужно «включить» в себе фотохудожника, делать именно так, как понравилось бы самому себе. А уже после просмотра материала необходимо внести корректировки заказчика. Владелец помещения, например, может любить некоторые фрагменты своего интерьера, о которых можно и не подозревать, поэтому нелишним будет выслушать все его пожелания заранее. Кое-что стараюсь в мягкой форме подсказать. Ведь часто интерьер имеет «нежилой» вид, ему недостает ощущения присутствия человека. Иногда для «оживления» хватает использования разных видов источников света. Особенно если они работают в паре с какой-то живой деталью, например вазой с красивым букетом цветов. Но все это зависит от задачи и пожеланий заказчика. Хотя для меня красота интерьера – в лаконичности, природности и отсутствии лишних деталей. А красивость (иногда любят и такое) – беспорядочное присутствие красивых вещей по отдельности, но хаотичность в общей картине. Если заказчик не видит этого, приходится мягко ему объяснять, что что-то нужно обязательно убрать.
Важно заметить, что при съемке интерьеров может не хватить угла охвата широкоугольника (Canon 17–40 мм или 20 мм). Поэтому выход здесь один – панорамная съемка. При съемке панорамы очень важно сделать достаточное количество перекрывающих друг друга кадров. Не жалейте, делайте последовательно кадры с поворотом всего лишь на несколько градусов. То есть при съемке последующего кадра перекрывайте его на на 60–80 %. Обычно в интерьерах очень много деталей. Одно дело соединить панораму пейзажную, где неправильное соединение можно и не заметить – другое дело интерьер, где особенно важно сохранить все линии и предметы. Пользуюсь стандартной программой для соединения панорам – в Adobe Photoshop (file - automate – Photomerge…). Для съемки панорам использую штатив с роликовой головкой Velbon Shepra.
Но с панорамной съемкой случаются и курьезы. Очень давно мне нужно было снять фасад одного из рынков – для буклета. Я использовал способ панорамирования, затем соединил кадры в Photoshop. Заказчику фотография понравилась. Но только после выхода буклета из типографии я заметил, что на фото присутствуют как минимум 3 пары прохожих-«близнецов». Все очень просто – когда я снимал последующий кадр, прохожие шли по ходу поворота объектива, в общей площади кадра они были небольшими, поэтому я не обратил на людей внимания.
Пару раз при съемке интерьеров применял световую кисть. Заказчик хорошо воспринимает все красивые кадры, а такой способ съемке вносит некоторую декоративность, определенную игру света. Я снимал для брошюры интерьер магазина, который специализировался на продаже элементов интерьера и декора, так вот некоторые кадры я сделал именно при помощи световой кисти. Для установки света не было места, поэтому можно было отснять способом наложения нескольких кадров с использованием второй вспышки (я описал этот способ немного выше) либо использовать световую кисть. Эффект практически одинаков, но с кистью тени получаются мягкими, поэтому и картинка намного приятнее. Пример – photo_03 (в начале статьи).
Однажды при съемке портрета в интерьере (такое случается, но очень редко) я забыл три шнура для внешних источников света. При этом с собой у меня было все: софтбоксы, стойки, отражатели. Времени поджимало. Нужно было что-то срочно придумать. Благо у меня оказалось две запасные накамерные вспышки. Я собрал два источника света (нерабочих из-за отсутствия сетевых шнуров) и прикрутил скотчем внутрь софтбоксов накамерные вспышки. Использовал их как ведомые, плюс помогли пару отражателей. Съемка прошла удачно – свет лег как нужно, фото получилось замечательным, но понервничал я порядочно. Это был для меня хороший урок – фотографу нужно быть очень внимательным при сборах на съемку.
Из мира современной цифровой фотоаппаратуры (не буду вдаваться в подробности съемки карданной камерой, которая для съемки интерьера значительно больше приспособлена) расскажу о минимальном джентльменском наборе. Камеру желательно иметь полноформатную (размер сенсора – 24?36 мм). Крупный пиксель менее чувствителен к пересветам, картинка пластичнее, содержит больше информации и хорошо обрабатывается. Из объективов – 14 мм (для сверхширокоугольной съемки с максимальным захватом пространства); 17–40 мм (для широкоугольной съемки, у него минимальная дисторсия, у краев кадра не так загибает линии), 50 мм – для выделения деталей с расфокусировкой заднего плана. Панораму можно снимать и широкоугольным, и штатным объективами, если позволяет пространство. Чем больше фокусное расстояние, тем лучше соединится панорама. Штатив – желательно с поворотной головкой, хотя я некоторые панорамы снимал с рук, и, представьте, они тоже отлично соединялись. Студийный свет – какой есть в наличии: софтбоксы, тубус с сотами, стандартный рефлектор – все это может пригодиться, а может просто поприсутствовать на съемке. Заказчик это также оценит.
Радиосинхронизатор бывает очень полезен, когда нужно «поджечь», например, вторую или третью вспышку, находящуюся в соседней комнате. Также пригодится удлинитель на 220 вольт – розетки не всегда находятся в нужных местах. В отдельных случаях может понадобиться световая кисть, хотя ее можно использовать только в полной темноте, что не всегда реально. Но иногда бывает и так, что притащишь весь арсенал на съемку, а используешь всего лишь накамерную вспышку, направленную в потолок. Как я уже говорил, хороший интерьерный снимок сегодня практически невозможен безпост обработки. «Подушковидную» и «бочковидную» дисторсию частично можно исправить в Photoshop фильтром «сферизация», но лучше использовать качественные объективы, в которых значения искривлений минимальны. Обзоры объективов можно найти в Интернете. Самые хорошие о обширные – на англоязычном сайте http://dprewiew.com/
Если же стены помещения просто «завалены» – без искривлений основных линий, – то исправить такой недостаток в Photoshop намного проще. А при использовании Tilt-Shift объективов даже не нужно выравнивать «завалившиеся» стены. Сдвиг оси объектива позволяет исказить перспективу в нужном русле при съемке. Такая оптика относится к разряду профессиональной и стоит недешево. Зато экономит время, затрачиваемое на постобработку.
Шумы на снимках у меня, как правило, не возникают – стараюсь снимать на минимальной чувствительности. Практически все нежелательные эффекты убираются при конвертации из RAW-формата в TIFF. Я предпочитаю использовать для этого программу Adobe Lightroom.
Многие фотографы, особенно западные, при съемке интерьеров увлекаются использованием HDR-технологии, позволяющей значительно расширить динамический диапазон кадра. Но, к сожалению, мера здесь также очень важна – в автоматическом режиме получается картинка с ядовитыми синтетическими цветами и «странным», неестественным освещением. А ведь задача HDR – «вытянуть» недосвеченные элементы и «приглушить» пересветы. Я борюсь с этими проблемами, в основном, на этапе съемки, используя дополнительные источники света. Если это невозможно, делаю 3-4 RAW-кадра, и этого вполне достаточно, чтобы перекрыть все провалы. С появлением современных технологий все становится намного проще, а ведь в свое время нужно было изучать зонную теорию Ансела Адамса и использовать фотопленки с большой фотографической широтой.
Ну и в конце – пару советов для тех, кто заинтересовался интерьерной съемкой. Для начала можно просто попробовать сделать серию снимков своей квартиры (10-15 шт.). Представьте, что вы хотите показать свое жилище своему другу или заказчику во всей красе. Крупно отснять какие-то детали, сделать пару панорам. Попробовать сделать акцент на переднем плане и ввести в расфокус задний или наоборот, сделать снимок через листья красивого домашнего растения или полупрозрачную штору. Или же выбрать некоторый ракурс, установить фотоаппарат на штатив и произвести несколько снимков комнаты с разным светом, от рассеянного до акцентированного точечного. Затем сравнить и увидеть, какой из них смотрится наиболее выигрышным. Польза от такой учебы неоспорима: вы постепенно научитесь фотографировать интерьеры, а и в вашем доме воцарятся чистота и порядок».
Источник: dphotographer.com.ua