Хорошо, когда в снимке нет ничего лишнего. Лаконично построенная композиция фотографии нравится всем - и самим фотографам, и зрителям, которые рассматривают эти фотографии. Взгляд человека просто отдыхает, двигаясь по простым линиям такой работы. Вся суть лаконично выстроенной фотографии всегда сосредоточена в какой то одной детали, которая, по сути, и является ключевой. Она – как центр вселенной. Она всё удерживает, уравновешивает. Вот о таких фотографиях давайте и поговорим сегодня.
Снимки опытных фотографов, в которых окружающая обстановка и интерьер помещения использованы грамотно, могут рассказать зрителю целые истории, порой сказочные, порой захватывающе-интересные. Некоторые фотографы вообще любят рассказывать такие истории языком фотографии. Они скрупулезно создают пространство, в которое помещают главного героя (или героев…) своего рассказа, наполняют это пространство деталями, вещами, которые превращаются в символы. Порой подготовительная работа занимает намного больше времени, чем собственно сама съемка.
Сегодня мы хотим рассказать вам семь фотографических сказок, которые можно назвать интерьерными. На примере этих сказок вы узнаете, как сделать кадр насыщенным, но, тем не менее, не перегруженным деталями.
Первым делом давайте задумаемся о том образе, который вы хотите создать и показать зрителю. Этот образ непременно должен подходить для вашей модели. Тут даже можно выразиться чуть-чуть по-другому: этот создаваемый вами образ должен отражать одну из самых важных ипостасей человека, которого вы собираетесь пригласить для съемки, для создания истории языком фотографии. Идеальный вариант - это человек, которого вы хорошо знаете. Ну, или такой человек, в котором вы уже видите свою историю, и понимаете что это именно этот персонаж вам и нужен. Именно с его помощью вы сможете воспроизвести на снимке свою историю, свою сказку, воспроизвести лаконично, ярко и емко.
Сказка первая. Об уединении
На этом снимке вы видите совершенно удивительного человека. Эта девушка умна и талантлива. Плюс ко всему, она - тонкая творческая натура. Таких людей очень редко можно встретить. Их очень мало. Ее дом – уютное гнездышко. Причем, уютно там себя чувствует не только она сама, но и все, кто в этот дом какими-то путями попадает.
Снимок, который перед вашими глазами, был сделан после того, как завершилась специальная постановочная фотосессия. И фотограф, и модель присели отдохнуть. И фотографу вдруг неожиданно захотелось передать настроение этого момента, показать девушку именно такой, какой он увидел ее именно сейчас, в эту секунду. Такой, какой он воспринимает ее на уровне чувств. Снимок был сделан на кухне, у окошка. Просто фотограф добавил лишь несколько деталей, которые создали некий романтический образ этой девушки, и всё. Сразу всё, как говорят, «заиграло».
Старенький, ещё пленочный советский фотоаппарат «Зенит», стакан с чаем в металлическом подстаканнике, графин шестидесятых годов прошлого века и другие мелочи говорят зрителю о том, что герою этого фоторассказа близки и понятны предметы того времени, времени, которое уже ушло, которое уже не вернуть. Героиня видит красоту этих предметов, и чувствует их, дарит им новую жизнь, привнося в жизнь нынешнюю. Фикус в горшке, который красиво и нежно освещен светом из окна, гитара на заднем плане, которая показана не в фокусе и которую замечаешь не сразу, халат… Всё это передает камерность момента, атмосферу уюта, обыкновенных домашних посиделок. А сигарета и дым от нее – это тишина, спокойствие, задумчивость…
В эту минуту девушка одна. В этом кадре чувствуется уединение. Но это уединение - не вечное, не постоянное! Оно в этом доме бывает далеко не всегда, не каждый день!
Зрителю хочется признаться в любви к героине этого фотографического рассказа.
Снимок был сделан при естественном освещении. Но иногда в такой работе не обойтись и без искусственного света. Но, тем не менее, его нужно стараться избегать. Если есть такая возможность - работайте с естественным освещением. Тут лучше снимать на 400 ISO, чем устанавливать сложные и громоздкие осветительные приборы, свет которых разрушит весь этот уют, весь этот мир, всю эту ауру, всю эту тишину.
Сказка вторая. Страшная
Вот он, рядом. Около тебя. Совсем близко. Сидит, закрытый на замок. И на цепочку. И ставни на окошках закрыты. Но ведь хочется ближе быть… Очень близко. Очень хочется, правда? Хочется проникнуть в чью-то чужую душу, в мысли другого, незнакомого тебе человека. И ты начинаешь подбирать ключи к этим замочкам и ставенкам. А потом, подобрав, одни резким движением, одним мощным ударом распахиваешь все настежь – и окна, и двери.
Если тебе удалось каким-то образом проникнуть в мир другого человека – помни, что ты в этом мире всего лишь гость, человек посторонний, не более того. Правила и законы этого мира устанавливаешь не ты. Путешествуя по чужим мирам нужно уметь выйти из них, вернуться в свой мир. Вернутся в себя. К себе самому. В чужих мирах можно очень легко потеряться. Миры бывают очень разные. И жестокие тоже…
Это был рассказ о фотосерии «Путешествие по чужим мирам». Ее автор захотел создать маленькие, но яркие локации при помощи различного рода антуража, какого-то окружения, и поместить в этот мир человека, эти локации олицетворяющего. А потом и ещё одного – приходящего, гостя в этом мире. И проследить реакцию на этот мир этого гостя. Работа над этой серией превратилась в настоящее исследование, полное открытий.
Снимок, который вы перед собой сейчас видите, имеет название «Территория тотального контроля». Он первый из серии «Путешествие по чужим мирам». Костюмы персонажей не являются исторически достоверными, но, тем не менее, они передают нужную автору атмосферу – разрушение личности, подавление воли, страх. Власть системы.
Пишущая машинка, лист бумаги в ней, чугунный бюст, стоящий на столе, обитом зеленым сукном, кирпичные стены, побеленные известкой, старая фотография в рамочке… Невеселые ассоциации, правда ведь? Они ведут мысль зрителя в определенную сторону… Зритель может легко предположить, о чем беседуют персонажи, в каком тоне проходит их беседа, четко видит роли каждого из этих людей. Автору, на наш взгляд, очень хорошо удалось передать настроение этой беседы, этого жпизода…
Сказка третья. О тишине
Эти два снимка из той же серии – «Путешествие по чужим мирам».
Чердак. Кругом паутина. Она словно кружево, развешенное под полком маленькой комнатки с маленьким окошечком. Кругом вековая пыль, какие-то старинные бутылки, шляпные болванки, чемоданчик с пожелтевшими письмами и фотографиями, старые, отжившие свой век и вышедшие из моды игрушки, самовар… Персонажи – две девушки – тонкими пальцами барышень начала прошлого века перебирают бумаги из этого чемоданчика. Всё вокруг окутано добрым золотистым светом, в котором красиво танцуют пылинки.
Те, чьи души пребывают вне времени, имеют удивительную способность. Они очень хорошо умеют чувствовать Тишину. И в этой тишине, которая, кажется, даже слышна нам, в которой как снежинки зимой, под тихую и нежную музыку танцуют пылинки, на фоне старых, с трещинками, деревянных перекладин, персонажи чувствуют себя уютно, по-домашнему. Они пьют чай, рассматривают старые фотографии… Создается ощущение того, что эти девушки на этом чердаке, в этом мире, обитают целую вечность. Они жили здесь ещё до своего рождения… Это - именно их место…
Для съемок автор принес на этот чердак всё то, что у него вызывает ассоциации с прошлым. Плюс ко всему, ему в тот день очень повезло с освещением. И опять, как и в первой сказке, тут не потребовалось студийное освещение. Естественный свет из маленького окошечка оказался именно естественным, живым. Он стал как бы одним из персонажей этой истории. Такого персонажа не хотелось отпускать просто так, и автор деликатно попросил его поработать, сыграть свою роль в этой создаваемой им сказке. И, похоже, эта роль удалась…
Сказка четвертая. О масках
Человек очень быстро привыкает к своим маскам. Иногда даже он смешивается с ними. Вот девочка. Кукольные мелодии, карамельки, детские платьишки, каблучки… Много-много мальчиков… Девчачьи жесты, девчачья манера речи, девчачьи словечки и жесты… Нежность и хрупкость, будто хрусталь, который страшно боишься уронить. И – большущий плюшевый мишка. В такой маске очень удобно жить. И, к тому же, намного проще. И совсем не болезненно. Скажите, ну кто позволит себе обидеть такую девочку-неженку?
Очень часто бывает, что жизнь таких персонажей становится чересчур приторной, такой, что, кажется, вызывает неприятное ощущение на коже, как после сахарной ваты. У некоторых она может даже вызывать тошноту.
Но иногда за этой кажущейся приторностью можно увидеть второй, боле глубокий, далеко не каждому открывающийся слой жизни. Слой души этих персонажей. Эти глубокие глаза с миллионами искорок… Розовые обои - и под ними маленький кусочек черноты. И потихоньку, постепенно, сдирая этот внешний налет чрезмерной сладкости, автору серии удалось, все-таки, найти удивительно интересный мир этих людей, этих персонажей. Мир странный и розовый.
Идея автора – показать двухслойность этого мира. За внешней девчачностью показать что-то ещё. Другое, более глубокое. И, похоже, это получилось.
Как рассказывает автор, работа над этим «Миром» шла очень долго и тяжело. На подготовку ушло около двух месяцев, и ещё столько же на постобработку. Идея же вынашивалась почти год. Интерьер создавался полностью искусственно, практически с нуля. Всё, что зритель видит на снимках – создано специально для съемки. Фотографии сделаны по-старинке, на пленку. Были применены две вспышки и софтбокс (речь о правой части двойного снимка… Левая его половинка – полностью естественный свет).
Сказка пятая. О красках
Этот «Мир» «хозяин» и его «гость» строили вместе. Вот поэтому, наверное, он получился таким добрым, красивым и гармоничным. Персонажи, живущие в этом мире, создали его сами. Эта яркая семейная пара сама сделала эти прикольные грибочки из папье-маше, и костюмы соответствующие подобрала, и украшения к ним. Обои на фоне – это настоящие обои в их комнате. Тут автору ничего не пришлось добавлять. Разве что макияж… И – начинай снимать.
Все детали снимка, весь антураж тут говорит сам за себя: люди, показанные в этой серии, творческие, яркие, необычные. И все эти их свойства, их качества проявляются даже в мелочах. Свой образ, свой мир они создают сами. Это пространство, в котором они живут, сами они и придумали. Пространство веселое, радужное, доброе.
И тут тоже при съемке не было искусственного света. Только окошко…
Сказка шестая. О ярком безумии
Девушке, изображенной на этом снимке, автор предложил принести с собой на съемку всё то, что она ассоциирует со своим личным пространством. В огромной сумке, которую девушка принесла с собой, было очень много вещей. Вещи эти были самые разные: краски, кисти и рамки для картин, стекла разного цвета.. Были в этой сумке и вообще необычные вещи. Например, тыква и комнатный эвкалипт в горшочке.
По всем этим предметам легко угадать профессию этой девушки, то, чем она увлечена, чем живет. Какой у нее характер. Из всех этих предметов автору вместе с персонажем-соавтором, как нам кажется, удалось создать яркое, красочное, в чем-то даже безумное пространство. Снимок был сделан объективом «рыбий глаз». Искажения, созданные им, оказались тут очень даже уместными. А обыкновенные матовые экраны-шторы в ванной сработали как очень хороший гигантский софтбокс. Снималось, естественно, со вспышкой.
Сказка седьмая. О нерадивой Золушке
Интересный снимок, не правда ли? Вот вам история.
Рецепт яблочного пирога «Специально для мужчины».
Первым делом нужно достать из холодильника десяток яиц. Семь, которые у вас остались, положите на стол. После чего вытрите пол, иначе потом можете поскользнуться. Теперь возьмите большое блюдо и разбейте все яйца об его край. Содержимое яичной скорлупы вылейте в это блюдо. Протрите стол и впредь старайтесь быть аккуратными. Продолжим. У вас в блюде 5 желтков. Теперь возьмите в шкафу миксер, включите его и начинайте взбивать желтки в блюде. Умойтесь. Вымойте голову и шею. И спину. Прочистите нос и уши. Желток в ушах и в носу вреден для организма. Идем дальше. На этом этапе приготовления пирога у вас в блюде должно остаться два взбитых яичка. Как раз столько нам и нужно. Возьмите старые ненужные газеты и обклейте им стены и потолок в кухне. Мебель накройте простынями. Насыпьте в стакан 200 граммов пшеничной муки и высыпьте содержимое стакана в тазик. Соберите 800 граммов муки со стола и пола и аккуратно высыпите ее снова в пакет, в котором вы ее покупали. Поверье ещё раз, не отпали ли со стен и потолка старые газеты, и продолжайте взбивать миксером содержимое блюда. Примите ванну. Теперь нужно взять четыре яблока и остро отточенный ножик. Да, мы забыли предупредить, до того, как начать приготовление пирога, нужно было сбегать в аптеку и купить там несколько бинтов, упаковку пластыря и бутылочку йода. Теперь приступайте к очистке яблок от кожуры. Намажьте йодом большой палец левой руки. Забинтуйте его. Затем порежьте яблоки кубиками. Не забывайте, что для пирога нам будут нужны два яблока. Так что на этом этапе приготовления вам можно будет съесть только одну половинку вкуснейшего фрукта. Обработайте йодом мизинчик и указательный палец другой руки. Забинтуйте их. Оставшиеся на столе нарезанные кусочки яблок забросьте в блюдо. Другие кусочки яблока соберите с пола, помойте их и уберите в холодильник. Ещё раз как следует взбейте миксером содержимое блюда. Отмойте холодильник от теста. Именно сейчас, иначе тесто присохнет к нему, и отмыть его будет намного сложнее. Вылейте все то, что у вас осталось в блюде, в сковородку и поставьте ее в духовку. Ждите примерно час. Ах, вы не увидели, что что-то изменилось в сковороде? Включите духовку! И подождите ещё полчаса. Вот теперь все готово.
Весело? Вот эта история и показана на фотографии. Нам кажется, у автора снимка получилась просто замечательная иллюстрация этого шуточного рецепта.
Эпилог
В статье, которую вы только что прочитали, мы не ставили перед собой цель чему-то вас научить. Мы просто хотели показать вам, как для формирования атмосферы снимка можно использовать окружающую обстановку. Думаем, вам интересно было читать эту статью.
Но не забывайте самого главного. Главное – это законы композиции и правила работы со светом. От этого не уйти никуда. Никто эти законы не отменял, и отменять не собирается.
Подобные снимки нельзя излишне нагружать деталями. В них нужно оставить только то, что играет какую-то роль, что несет смысловую или эмоциональную нагрузку. То, что помогает вам в рассказе, то, что вплетается в канву, в сюжет истории, которую вы хотите рассказать своему зрителю. Организация такого пространства - это очень нежная и деликатная работа. Тут важно не перейти некую тонкую грань, за которой вся сказка может просто рассыпаться, не состоятся. Все хорошо в меру. Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное.
Нужно так же помнить и то, что любые ассоциации – вещь весьма индивидуальная. И вполне может случиться такое, что человек, рассматривающий-читающий ваши фотографические сказки, увидит совсем не то, что вы хотели ему рассказать, что вы закладывали в свои работы изначально. Или может понять ваши снимки намного более широко, привнести в них свои мысли и соображения, о которых вы даже и не думали. Но ведь и это тоже имеет право на существование! Имеет место быть! И это, в общем-то, совсем неплохо.